Основным институтом воспитания является семья.
Отношение родителей к детям, взаимоотношения родителей, общая семейная
атмосфера – все это имеет огромное значение для становления личности ребенка,
формирования особенностей ее поведения, отношения к себе, другим людям и
окружающему миру в целом.
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в
процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности,
возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю,
энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления
личности.
В сложном и динамичном педагогическом процессе
педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач
воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку
обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти – со многими
неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных
решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать
безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально
владеть методами воспитания.
Воспитание – процесс двуплановый. Государство
ставит задачи воспитанию, определяет его инфраструктуру, программу, содержание.
В то же время реализуют его конкретные групповые и индивидуальные субъекты,
имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и
т. д. и вносящие существенные коррективы в требования общества, норм и
установок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются
новые, прогрессивные явления, с другой – воспитатели и воспитуе-мые проявляют
консерватизм, который имеет глубокие исторические, этнические и
социально-психологические корни. Поэтому в рамках одной системы воспитания
складываются различные стили руководства и взаимодействия.
Их можно разделить на несколько групп: биогенные –
утверждающие, что личностные качества человека в основном передаются по
наследству и мало изменяются; социогенные – в их основе идея об исключительной
социальной детерминации личностных качеств человека; поведенческие – понимающие
под личностными структурами привычки и умения поведенческого характера. Другие
теории воспитания представляют собой промежуточные и компромиссные варианты
этих.
Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного
воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон
научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно
рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого
процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного
воспитания) к жизни в обществе.
Занков Л.В.
(1901–1977) разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных
и аномальных детей. Под руководством Занкова проведены фундаментальные
исследования в области общей педагогики: выявлены разные формы сочетания слова
и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их
различная эффективность для развития детей; впервые в условиях педагогического
эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим
развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних
факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и
тех же, оптимальных, условиях обучения; вскрыты резервы развития учащихся, не
использовавшиеся в массовом обучении; создана новая дидактическая система
начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в
практическом руководстве для школы.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая
теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали широкий круг проблем детской
и педагогической психологии. Центр, проблема исследований Эльконина – природа
детства и глубинные законы психического развития ребенка. Согласно Эльконину –
Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку
все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и
форме.
На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения
разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми
ориен-тациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство
образования России официально признало существование системы Л. В. Зан-кова и
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус
авторских, альтернативных.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный
способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу
(типу).
Инновация (от лат.
in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем
инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению
со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе
образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и
технологии, формы организации и систему управления; в систему контроля и оценки
уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое
обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные
программы; в деятельность учителя и школьника.