Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного
воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон
научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно
рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого
процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного
воспитания) к жизни в обществе.
Исходя из высшего гуманистического смысла, который
человечество выработало в ходе своего развития и который оно пытается
осознавать и прививать новым поколениям, основные цели воспитания – это
полноценное развитие личности человека и усвоение им непреходящих ценностей:
духовности (приоритета высоких нравственных идеалов над сиюминутными
потребностями и влечениями), свободы (стремления человека к внешней и
внутренней независимости и признание того права за другой личностью),
ответственности (обратной стороны свободы как осознания последствий своих
действий и готовности отвечать за них).
В ходе воспитания у человека должно быть сформировано
несколько аспектов его личности: саморегуляция, самосознание, ответственность,
активность и творчество.
Кроме того, есть специфические цели воспитания,
обусловленные, например, конкретными условиями развития общества (в наши дни
это может быть приоритет в воспитании таких качеств, как предприимчивость,
инициативность, стремление успеху и т. п.).
Физическое, психическое и социальное развитие личности
осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных,
управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации –
усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих
данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных
связей и социального опыта.
Социализация происходит как в условиях стихийного
воздействия на развивающегося человека факторов обществ, бытия (по сути весьма
противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и
специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат
развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в
педагогике принято называть формированием личности.
С содержательной точки зрения воспитание классифицируется
по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное,
трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты
воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях)
идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное,
интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое,
экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического,
гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др.
По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное,
внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и
юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской
педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых
выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.