Инновация (от лат. in – в, novus – новый) означает
нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное
начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и
массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением
изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему
управления; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему
финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной
работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность учителя и школьника.
В процессе развития школы или вуза учитывают: абсолютную
новизну (отсутствие аналогов и прототипов); относительную новизну;
псевдоновизну(оригинальничанье), изобретательские мелочи.
Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным
основаниям.
Первая классификация нововведений основана на соотнесенности
нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на
понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений: в целях и
содержании образования; в методиках, средствах, приемах, технологиях
педагогического процесса; в формах и способах организации обучения и
воспитания; в деятельности администрации, педагогов и учащихся.
Инновационному обучению присущи две характерные особенности.
Первая – это обучение предвидению, т. е. ориентация человека не столько в
прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно
подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и
проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно
развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности,
ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй
особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в
сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне
(от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и
цивилизации).
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX
столетия:
«Свободные школьные общины» (основаны в Германии Г. Литцем,
П. Гехеебом) – это школы-интернаты, организация жизни которой строилась на
принципах свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого
общества.
«Трудовая школа» (впервые появились в Германии, Швейцарии,
Австрии; в России к ним относились колония Дзержинского и коммуна Горького под
руководством А.С. Макаренко, школа С.Т. Шацкого, П.П. Блон-ского; во Франции –
школа де Рош) обеспечивала профессиональную подготовку школьников,
ориентировала на труд как самоценность и как элемент культуры, опиралась на
самостоятельность школьника и организацию самоуправления.
Школа «свободного воспитания» (в Лейпциге, Л.Н. Толстой в
«Ясной Поляне» и др.) считала нецелесообразным обучать ученика какому-либо
предмету или ремеслу.
«Школа для жизни, через жизнь» (О. Декроли, Бельгия) –
это обучение и воспитание в тесной связи с природой, опора на деятельность и
свободу ребенка, тесный контакт с семьями учеников.
«Школа делания» (Д. Дьюи, США) стремилась приблизить
обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие.
Вальдорфская школа (Р. Штайнер, Германия) решала задачи всестороннего
развития личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности.