Педагогическая оценка является довольно широким
понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и
родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием
детей.
Под педагогическим общением понимается форма
учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников с помощью
вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
Педагогическое общение учителя со школьниками в процессе обучения создает
наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера
учебной деятельности, создает благоприятный эмоциональный климат обучения,
обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском
коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные
особенности учителя.
Затруднения общения у педагога могут возникнуть в
самых разных областях, но основными из них являются следующие:
этносоциокультурная, статусно-по-зиционно-ролевая, возрастная,
индивидуально-психологическая, деятельностная.
Основная цель педагогического общения состоит как в
передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от
педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми
объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т. е.
возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и
педагогов.
Исторически общение между людьми возникало и
складывалось прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности.
Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям было
необходимо понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело
сотрудничать с другими ее участниками. А это было возможно только благодаря
общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных
средств.
В настоящее время концепция педагогических
способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее
полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические
способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической
системы.
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей
личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и
определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических
способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические
способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные
акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Н.Д. Левитов педагогическую направленность
определял как свойство личности (некоторое общее психическое состояние
учителя), которое занимает важное место в структуре характера и выступает
проявлением индивидуального и типического своеобразия личности. В.А. Сластенин
в номенклатуру личностных и профессионально-педагогических качеств учителя
включает профессионально-педагогическую направленность, представляющую: интерес
и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности;
психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность (прогностические
способности); педагогический такт; организаторские способности;
требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность,
справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность.