ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Под педагогическим общением понимается форма учебного
взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников с помощью вербальных,
изобразительных, символических и кинетических средств. Педагогическое общение
учителя со школьниками в процессе обучения создает наилучшие условия для
развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности,
создает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление
социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет
максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Специфика педагогического общения проявляется прежде всего в
его направленности. Педагогическое общение характеризуется по меньшей
мере тройной направленностью: 1) на само учебное взаимодействие; 2) на
обучающихся; 3) на предмет усвоения. В то же время педагогическое общение
определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной
и предметной.
Второе специфическое качество педагогического общения
обусловлено прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя
воспитывающую функцию. Обучающая функция реализуется в специально
организованном процессе любого уровня образовательной системы – дошкольном,
школьном, вузовском. Хотя обучающая функция педагогического общения является
ведущей, она не вытесняет других его функций, обеспечивающих многостороннее
взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой.
Другие главные функции педагогического общения –
воспитывающая и фасилитативная. Функция фасилитации (облегчения общения)
учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем
есть. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная,
поддерживающая контакт атмосфера облегчают педагогическое взаимодействие,
способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.
При анализе педагогического общения необходимо
разграничивать его педагогические и собственно коммуникативные задачи.
Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного
материала, тогда как коммуникативная задача отвечает на вопрос, какими
средствами воздействия педагога на обучающихся это можно осуществить более
эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных
педагогических ситуациях. классифицировать педагогическую ситуацию.
По форме отношения она может быть деловой или личной, официальной или
неофициальной, формальной или неформальной. По этапам урока выделяются
педагогические ситуации ознакомления с учебным материалом, тренировки способов
учебных действий, контроля и оценки освоенного знания способов действия. По
динамике сотрудничества можно выделить ситуации вхождения в работу, работы с
партнерами, выхода из сотрудничества, его завершения. По характеру учебного
взаимодействия это могут быть ситуации сотрудничества, соперничества,
конфликта, конфронтации. По характеру решаемых учебных задач ситуация может
быть нейтральной или проблемной. По пространственному расположению участников
общения ситуации могут быть интимными (15–45 см расстояния друг от друга),
личными (до 75 см), социальными (до 2 м) и публичными (30-7 м).