Одним из основных профессионально значимых качеств личности
педагога является его «личностная направленность».
Психологические исследования по проблемам педагогической
направленности ведутся по нескольким направлениям: определение ее сущности и
структуры; изучение особенностей ее происхождения; исследование этапов и
условий становления направленности; анализ состояния и средств формирования
педагогической направленности.
Можно выделить три направления, определяющие сущность
педагогической направленности: эмоционально-ценностное отношение к
профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими
специфику данной профессии; профессионально значимое качество личности
учителя или компонент педагогических способностей; рефлексивное управление
развитием учащихся.
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии
учителя, главное в которой – действенная ориентация на развитие личности
ученика. Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть
и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в
своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его
профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях,
определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию
педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с
предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности
учащегося.
Основным мотивом истинно педагогической направленности
является интерес к содержанию педагогической деятельности. В педагогическую
направленность как высший ее уровень включается призвание, которое соотносится
в своем развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей
ступени развития – призвания – «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и
деятельности своих учеников».
Результаты эмпирических наблюдений в России и за рубежом
подтверждают существование различий в стратегиях и тактиках учителей, ориентированных
на «развитие» и на «результативность» школьников.
Учителя, ориентированные на «развитие», сравнительно чаще
обращают внимание на изменчивые факторы учебных достижений (для них имеет
первостепенное значение прилежание или старательность школьников); учителя,
ориентированные на «результативность», больше внимания обращают на устойчивые
факторы достижения в учебе (для них значимыми являются способности или задатки
школьников). В соответствии с этим учителя, ориентированные на
«результативность», считают возможным делать длительные прогнозы школьной
успеваемости и будущей профессиональной карьеры школьников.
В зарубежных исследованиях подходы к пониманию сущности и
структуры педагогической направленности группируются в русле трех направлений:
бихевио-ристического; когнитивного; гуманистического.
Особый интерес представляют исследования педагогической направленности в
русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Дьюи и др.).
Направленность личности рассматривается как неистребимое стремление личности к
самоактуализации. К. Роджерс анализирует проблему ценностей учителя как
конституирующее образование его личности, совпадающее в этом смысле с
педагогической направленностью. Анализируя противоречивую природу системы
ценностей человека, К. Роджерс приходит к нескольким серьезным выводам: общие
для людей ценностные устремления гуманистичны по своей природе и заключаются в
совершенствовании развития самого человека; вся система позитивных ценностей
лежит не вне учащегося, а в нем самом. Поэтому учитель, по мнению К. Роджерса,
не может задать, а может лишь создать условия для ее проявления.