ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 23.11.2024, 04:05

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Новости [2350]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Новости образования » Новости

    ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ НАУКИ И ЕЕ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТРУКТУРА

    Философия языка зародилась еще в древности. В Античности особой популярностью пользовалась проблема происхождения языка. Более того, она занимала центральное положение среди других лингвофилософских вопросов вплоть до XIX в. Сравнительно не­давно вышли две книги, в которых в увлекательной форме рассказывается об истории ее разработки. Это работы Донских О. А. Происхождение языка как философская проблема (Новосибирск, 1984) и Якушина Б. В. Гипотезы о происхождении языка (М., 1984). Еще до Платона в Греции возник спор между «натуралистами» и «конвенционалистами». Сторонником первых был Гераклит, сторонником других – Демокрит. Гераклит и его последователи считали, что связь между именами и вещами является природной (натуральной), а Демокрит и его ученики – что эта связь имеет условный характер, что она является результатом соглашения (конвенции) между людьми. Спор между «натуралистами» .и «конвенционалистами» выведен в диалоге Платона «Кратил». От имени самого Платона в его диалогах выступает Сократ. Он обычно играет роль арбитра, диалектика – человека, который обладает умением разрешать споры. В данном диалоге ведут спор Кратил и Гермоген. Первый – сторонник «натуралистов», а другой – сторонник «конвенционалистов». «У всякого сущего есть правильное имя, – утверждает Кратил, – врож­денное от природы, и не то есть имя, чем неко­торые люди, условившись так называть, называют, произнося при этом частицу своей речи, но некое правильное имя врождено и эллинам и варварам, одно и то же у всех...» (Фрейденберг О. М. Античные теории языка и стиля. – М.; Л., 1936. – С. 36). Гермоген не соглашается: «Не могу поверить, что правильность имени состоит в чем-либо ином, чем в договоре и соглашении. Ведь мне кажется, какое имя кто чему установит, таково и будет правильное имя; ведь ника­кое имя ничему не врождено от природы, но принад­лежит вещи на основании закона и обычая тех, кто этот обычай установил и так называет» (там же). Какую позицию в этом споре занял Платон? Устами Сократа Платон сначала говорит, что прав и Кратил, и Гермоген, однако затем он уличает их в односторонности и в конечном счете примыкает к «натуралистам». Да, считал Платон, в языке имеются как имена, созданные по природе, так и имена, создан­ные по соглашению. Следовательно, есть основания для утверждений Кратила и Гермогена. Но все дело состоит в том, как создавать новые слова. Их следует создавать, по мнению Платона, в соответствии с приро­дой, сущностью обозначаемых вещей. Как же это де­лать? Это зависит от того, какое имя мы собираемся создавать – первичное (т. е. непроизводное в совре­менной терминологии) или вторичное (т. е. производное). В первом случае задача автора нового слова состоит в том, чтобы отражать сущность обозначае­мой вещи с помощью звуков, а во втором – с помощью значимых частей слова. Так, все круглое, мягкое, гладкое, скользящее и т. п. следует обозначать с помощью звука «л», а твердое, резкое, острое и т. п. – с помощью звука «р». Платон в своем «Кратиле» заложил основы теории звукового символизма. По этой теории выходит, что звуки, как и слова, обладают некоторым, хотя и недостаточно определенным, значением. Сторонники этой теории имеются и в совре­менной науке (см.: Журавлев А. П. Звук и смысл. – М., 1981). Философия языка в Средние века развивалась в рамках теологии. «Отцы церкви» Василий Кесарийский (IV в.), Григорий Нисский (IV в.), Аврелий Августин (IV—V вв.), Иоанн Дамаскин (VII—VIII вв.), как показал Ю. М. Эдельштейн (см.: Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений. Средневековая Европа / Под ред. А. В. Десницкой и С. Д. Кацнельсона. – М.; Л., 1985. – С. 157—207), отнюдь не были религиозными фанатиками и мракобесами. Они были людьми творческими и суме­ли внести много нового в развитие философии языка. Они поставили, в частности, впервые вопросы о коммуникации у животных, о невербальном мышлении и внутренней речи у людей и т. д. Задолго до Ф. Энгельса Григорий Нисский рассматривал в качестве предпосылки возникновения языка развитие рук у человека. «...Содействие рук, – писал он, – помогает потребности слова, а если кто-то услугу рук назовет особенностью словесного существа – человека, если сочтет это главным в его телесной организации, тот нисколько не ошибется... Рука освободила рот для слова» (Там же, с. 189). Множество теорий о происхождении языка возникло в Новое время. В XVII—XVIII вв. обосновывается звукоподражательная (Г. Лейбниц), междометная (Д. Локк), социального договора (Ж.-Ж. Руссо) и другие теории. Однако в данный период происходит явное расширение предметной области философии языка. В нее стали включать, в частности, вопросы, связанные с изучением коммуникативной и познаватель­ной функций языка. Большинство ученых полагали, что основной функцией языка является функция общения. Считалось, что главное назна­чение языка – быть средством для передачи мыслей и чувств. Однако некоторые философы языка видели основное назначение языка в том, чтобы быть средством познания. Они выдвигали на первый план познавательную функцию языка. К таким ученым принадлежал Иоганн Аделунг. Язык, полагал он, – это средство, которое позволяет человеку делать более ясными те представления, которые поступают в его сознание. Без языковой формы они остаются в нем «темными». Он интерпретировал познавательную функцию как «проясняющую». Крупнейшим философом языка XIX в. стал Виль­гельм фон Гумбольдт. Как и И.Аделунг, он считал, что главное назначение языка – быть орудием познания. Он писал: «Человеку удается лучше и надежнее овладевать своими мыслями, облечь их в новые формы, сделать незаметными те оковы, которые нала­гает на быстроту и единство чистой мысли в своем движении вперед беспрестанно разделяющий и вновь объединяющий язык» (Гумбольдт В. Язык философия культуры. – М., 1985. – С. 376). Кроме того, язык влияет на познание, по мнению В. Гумбольдта, в связи с тем, что в нем заключена особая точка зрения на мир: та, которую занимал создавший этот язык народ. Люди вынуждены познавать мир сквозь призму своего родного языка, поскольку они вместе с усвоением этого языка не могут не принять особое мировоззрение, заключенное в данном языке. В. Гумбольдт учил видеть в языке не простую одежду го­товых мыслей, а средство для образования самой мысли. Выдвигая на первый план познавательную функцию языка, В. Гумбольдт не забывал и о других его функциях. Интерпретируя коммуникативную функцию языка, в частности, он отмечал, что полное взаимопонимание между людьми в процессе речевого общения невозможно, поскольку у говорящего и слушаю­щего всегда имеются индивидуальные представления о мире. У великого немецкого ученого представлены также и соображения о третьей функции языка – прагматической. Эта функция состоит в том, что с помощью языка люди могут побуждать друг друга к действию. Вот как В. Гумбольдт писал об этом: «То, что язык делает необходимым в процессе образования мысли, беспрестанно повторяется во всей духовной жизни человека – общение посредством языка обеспечивает человеку уверенность в своих силах и побуждает к действию» (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.– М., 1984.– С. 77). Иначе говоря, коммуникация (слово) переходит в практику (дело), а коммуникативная функция – в прагматическую. Прагматическая функция языка стала предметом специального рассмотрения в лингвофилософских работах XX в. Особенно много для ее изучения сделал Борис Малиновский. Он считал, что именно данная функция является главной у языка. Это особенно хорошо заметно, говорил он, на детском языке. Ребенок пользуется языком главным образом из прагматических соображений: он побуждает взрослых с помощью языка к тем или иным действиям, в которых нуждается. В XX в. выделяется в особую область знаний и онтогенетическая лингвистика. В результате этого философия языка приобрела в XX в. довольно разветвленную дисциплинарную структуру. В нее входят следующие дисциплины: 1. Лингвосемиотика. 2. Лингвоэпистемология. 3. Лингвопраксеология. 4. Филогенетическая лингвистика. 5. Онтогенетическая лингвистика. Первая из указанных дисциплин философии языка изучает коммуникативную функцию языка, вторая – его познавательную (когнитивную) функцию, третья – прагматическую (практическую, праксеологическую), четвертая – происхождение языка у человечества, пятая – происхождение языка у отдельного человека (ребенка).

    Категория: Новости | Добавил: Admin (25.02.2010)
    Просмотров: 4790 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    В защиту Брэдли Мэннинга
    Стоимость занятий в 2011\2012 году
    Master the TOEFL Writing Skills

    Книги 
    сочинение на английском языке (самые по... 
    ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ... ТУРЦ... 

    Классный час по культуре поведения учащи...
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Английский алфавит (английские буквы)

    ENGLISH AS A WORLD LANGUAGE COUNTRIES. L... 
    Вербализация 
    Местоименные прилагательные much, many, ... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz