Человеческое
общество не представляет абсолютно однородного коллектива. В нем наблюдается
дифференциация, вызываемая различными причинами. Это может быть дифференциация
по классовому, сословному, имущественному и профессиональному признаку,
которая, естественно, отражается в языке. Так, например, немецкие исследователи
различают три уровня в социальном расслоении современного немецкого языка,
которые могут быть обозначены как диалект в собственном смысле (Mundart), полудиалект (Halbrnundart или Umgangssprache) и национальный литературный
язык (Hochsprache), в своей разговорной
форме обычно слегка окрашенный местным произношением («gebildeteUmgangssprache», по терминологии П.
Кречмера, т. е. «обиходный язык образованных») [8, 26] (см. гл. «Литературный
язык»).
Давно
была подмечена зависимость языкового состояния от характера экономических
формаций и формы государства. Так, например, для эпохи феодализма был
характерен распад стран на множество мелких ячеек. Каждый феод и монастырь с
прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре. Совершенно
естественно, что такая структура общества необычайно способствовала появлению
мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной
формой существования языка в феодальном обществе.
При
характеристике языка как общественного явления следует также учитывать его
зависимость от изменения состояния человеческого общества. Правда, этим
свойством обладают и другие явления, обслуживающие общество. Например, машины
также отражают изменения, происходящие в обществе. Претерпевает некоторые
изменения в связи с изменением состояния человеческого общества и надстройка.
Однако все эти явления отражают изменения состояния общества только в
определенном отношении. Язык способен отражать изменение в жизни общества в
более широком плане, во всех его сферах, что существенным образом отличает
его от всех других общественных явлений.
Существенным
признаком языка как общественного явления выступает его способность отражать и
выражать общественное сознание. На первый взгляд, этот признак может показаться
несущественным, поскольку другие явления, обслуживающие общество, также могут
отражать общественное сознание. Машины, обслуживающие общество, несомненно, в
известной мере отражают общественное сознание, поскольку их создание немыслимо
без учета и использования определенной суммы знаний, накопленных обществом.
Базис и надстройка, обслуживающие обще<419>ство, также отражают
общественное сознание. Однако отличительное свойство языка состоит в том, что
он по существу является единственным
средством отражения и выражения общественного сознания в его полном объеме.
Нередко
можно слышать, что наиболее существенным признаком, позволяющим относить язык
к разряду общественных явлений, оказывается его способность обслуживать
общество. Но язык обслуживает общество не так, как обслуживают его все другие
общественные явления (базис, надстройка, идеология и т. д.). Констатация того
факта, что язык обслуживает общество, сама по себе еще не является решающим
критерием для отнесения языка к разряду общественных явлений. Обслуживать
общество могут машины и даже отдельные явления природы, поставленные на службу
человеку. Например, сила падающей воды, приводящей в движение гидротурбину,
также в какой-то мере обслуживает общество. Весь вопрос состоит в том, как
язык обслуживает общество и в какой мере он его обслуживает.
В аспекте
связи языка и мышления проблема соотношения языка и логики может иметь двоякий
смысл в зависимости от понимания самого термина «логика», который употребляется
неоднозначно.
Наиболее
наглядно связь языка и мышления прослеживается в содержательной стороне языка.
Это, однако, не значит, что формально-структурная сторона языка не связана с
мышлением. Очевидно, основные закономерности, принципы структуры языка также
детерминированы определенными закономерностями мышления, познания. Однако эта
связь более опосредствована, и изучение ее только начинается (см., например,
[45]).
Дифференцированный
подход (разграничение познавательного и коммуникативного) представляется
совершенно необходимым при рассмотрении некоторых вопросов, наиболее часто
подвергающихся обсуждению в связи с проблемой взаимосвязи языка и мышления. В
разных формулировках эти вопросы концентрируются вокруг главного: существует
ли полный параллелизм между языком и мышлением? возможно ли мышление без
языка? все ли в языке связано с мышлением?
При
обсуждении вопроса связи языка и мышления необходимо учитывать сложность,
многосторонность обоих явлений. Это особенно важно в отношении мышления, которое
включает в себя разные стороны и компоненты и требует расчлененного изучения
средствами и методами разных наук. Мышление как функция, особый вид
деятельности мозга исследуется в физиологии высшей нервной деятельности,
познавательный аспект мышления как отражения внешнего мира в плане адекватности
отражаемого и отражения, истинности и ложности является объектом изучения в
теории познания и логике.