Соответственно
общей специфике языка и мышления связь между ними может рассматриваться в
различных аспектах. Можно стремиться выяснить взаимодействие языка и мышления
в системе уже сложившегося языка, в которой закреплены результаты
познавательной деятельности человека в виде неких стабильных компонентов,
системы языковых значений. Назовем условно такой подход гносеологическим.
Можно ставить задачу выявления закономерностей взаимодействия языка и мышления
в процессе речевой деятельности индивидов, уже владеющих данным языком. Это
психологический подход.
Проблема
взаимосвязи языка и мышления относится к самым сложным и актуальным вопросам не
только общего языкознания, но и логики, психологии, философии. Пожалуй, нет ни
одного сколько-нибудь значительного труда в области этих наук на протяжении
всего их развития, в котором в той или иной форме не обсуждался бы или по
крайней мере не ставился бы этот вопрос. Сложность проблемы обусловлена прежде
всего сложностью и противоречивостью природы и мышления и языка. Будучи необходимыми
атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое
(соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и язык и
мышление представляют собой порождение мозга человека как homosapiens, с другой стороны, язык и мышление являются
социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. По
словам К. Маркса, «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление
его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме
коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является
проявлением и утверждением общественной жизни» [49, 590].
Выше мы
кратко остановились на отдельных компонентах порождения и на отдельных его
ступенях. В заключение главы рассмотрим акт порождения речи, акт речевой деятельности
как целое.
Мы не
будем останавливаться в настоящем разделе на традиционном представлении о
механизмах фонации. Такого рода сведения можно найти в любом учебнике. Поэтому
мы ограничимся изложением некоторых новых исследований, приведших к частичному
или полному пересмотру наших представлений в этой области.
Современное
состояние этой проблемы никак нельзя назвать утешительным. По словам Дж.
Миллера и Д. Макнила, «самое большее, что мы можем сказать о модели грамматической
переработки высказывания, это то, что она должна включать компонент,
отражающий грамматическое знание носителя языка; что она должна порождать речь
отдельными шагами во времени слева направо; что она ограничена возможностями
кратковременной памяти; что она должна быть приемлемой и для порождения, и
для восприятия речи; и что она может быть генерализована на неграмматический
материал. Внутри этих широких границ может быть построено большое количество
различных моделей: и одна из задач экспериментальной психолингвистики —
собрать данные, которые позволят сузить эти границы настолько, чтобы они
ограничили одну, приемлемую модель» [128] (в печати).
Проблема,
о которой пойдет речь в настоящем разделе, весьма редко ставится как проблема
психологическая или психолингвистическая. Чаще всего она относится к сфере
логики, где именуется проблемой «суждения и предложения», а иногда
переносится<346> целиком в границы лингвистики, что также неоправданно
[13; 61].
Проблема
психологического «устройства» речевых действий распадается на две. Первая из
этих «подпроблем» — природа, развитие и методы исследования семантической
стороны слова. Вторая — природа, развитие и методы исследования формальной
стороны слова — прежде всего грамматики, а поскольку грамматическое оформление
происходит в рамках высказывания, то эту подпроблему можно охарактеризовать и
как вопросе грамматической структуре высказывания. Соответственно и будет
построено наше дальнейшее изложение: настоящий раздел будет посвящен
механизмам, «обслуживающим» семантику, следующие — механизмам, «обслуживающим»
грамматику.
Язык
может входить в интеллектуальный акт, акт деятельности, на разных его этапах,
в разных фазах. Во-первых, речевым может быть планирование действий, причем
сами планируемые действия могут быть и речевыми и неречевыми. В этих двух случаях
характер планирования совершенно различен. В первом случае это программирование
речевого высказывания без предварительного формулирования плана средствами
языка; во втором — это именно формулирование плана действий в речевой форме.
Эти две функции речи в планировании деятельности нельзя смешивать, как это
иногда делается7: по-видимому, в таком
смешении играет значительную роль то, что и то, и другое планирование нередко
называется одинаково «внутренней речью».
7 См. [3, 93]: «Те или
иные мысли выражаются во внешней речи только потому, что предварительно они
оказываются словесно выраженными по внутренней речи». Более подробно о
различии внутренней речи и внутреннего программирования высказывания, а также
внутреннего проговаривания см. [36].
В первом
параграфе мы констатировали, что языковая способность не является ни формой
организации внешних проявлений речевого поведения, ни «грамматикой», перенесенной
в мозг. Иными словами, языковая способность, или психофизиологический механизм
речи, характеризуется некоторой структурой и может быть представлена в виде своего
рода порождающей модели, при<328>чем эта модель отлична от любой
возможной модели языкового стандарта. Прежде чем говорить об устройстве такой
модели, мы хотели бы подчеркнуть два момента: во-первых, эта модель не имеет
аксиоматического характера, а является генетической [73]; во-вторых, мы отнюдь
не претендуем в этом и следующих параграфах на сколько-нибудь исчерпывающее
описание этой модели (такого описания и не существует), а остановимся лишь на
тех ее особенностях, которые не вызывают сомнения при современном состоянии
вопроса. В заключение настоящей главы мы попытаемся дать гипотетическое
описание структуры порождающего психофизиологического механизма речи.
Каждое
речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне
обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании
(говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие
особенности высказывания, как его модальность и т. д.). Это факторы прежде
всего пси<324>хологические. С другой стороны, есть множество факторов,
обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы
собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.). Характер
всех этих факторов и способ, которым они обусловливают порождение конкретного
речевого высказывания, можно описать при помощи различных теорий или моделей.
Далее мы будем опираться в данной главе на то понимание этой обусловленности,
которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского (см. также
[35]).