Одной из заслуг Ф. де Соссюра является то, что в
своем «Курсе общей лингвистики» (ч. II, гл. V) он
впервые четко сформулировал положение о существовании в языке двух противопоставленных друг другу типов связи между
элементами языка: парадигматических (сам де Соссюр,
согласно господствовавшей в то время психологистической традиции, называл их «ассоциативными») и синтагматических.
Подобно тому, как модель НС включает в себя дистрибутивную
модель предложения, но не сводится к ней, трансформационная модель предложения
также включает в себя модель НС, но идет гораздо дальше.
Эта модель, являющаяся господствующей в дескриптивной лингвистике, изображает предложение не
как линейную последовательность слов, а как иерархию уровней членения.
Слабость традиционной модели членов предложения побудила представителей структурального
направления в языкознании к построению
иных, более точных моделей, которые
дали бы возможность строгим и недвусмысленным образом описать структуру предложения.
Согласно этой модели, хорошо известной каждому из
курса школьной грамматики, предложение анализируется
в терминах т.н.членов предложения. В предложении выделяются его
главные члены — подлежащее и сказуемое
— и второстепенные члены — дополнение,
обстоятельство, определение.
Исследование языка в целом или какой-либо отдельно
взятой языковой единицы предполагает, прежде всего, построение определенной
модели языка или данной языковой единицы. Под моделью мы понимаем определенное
теоретическое построение, т. е. некую абстрактную научную схему, являющуюся
«более или менее близкой аппроксимацией
данных конкретной действительности». Теоретическое изучение
структуры предложения предполагает, стало быть, построение той или иной модели
предложения, т. е. абстрактной теоретической схемы, более или менее точно
отражающей действительную структуру предложения в данном языке (или же в языке вообще).
Минимальным речевым
произведением является предложение. Все перечисленные выше средства, используемые
для соединения слов в строе связной речи — порядок расположения слов, формы
слов, интонация и др.