Принципы русской орфографии основаны на языковых отношениях различных
системных уровней. Фонологические отношения определяют выбор написания в
орфограммах, построенных на фонематическом (в терминологии МФШ) и фонетическом
принципах: в написаниях, построенных на фонематическом принципе, фонемы
обозначаются по их основной разновидности, тогда как в фонетических написаниях,
отражающих позиционные чередования,обозначаются варианты фонем
(М. В. Панов).
Summary. Principles, declared by the Moscow phonologic school, are not yet
totally achieved and that indicates the creative potential of the theory and
its ability to give new productive results. Systematical realization of the
MPS’s principles gives the opportunity to complete the building of Baudouin de
Courtenay’s phonology and will cause the revision of boundaries between
phonology and morphonology.
Проблема слогоделения
в последовательности ‑VCC(C)V-
в современном русском литературном языке (СРЛЯ)
обусловлена отсутствием фонологических признаков слога2. Языки типа русского с невыраженными
слогоразделами С. В. Кодзасов и И. А. Муравьева предложили
называть «волновыми» в отличие от «квантовых» — языков с фонологическими
показателями слогоделения.
Появившаяся вновь возможность обратиться к забытым трудам и идеям
С. И. Карцевского позволила по-новому подойти к вопросу о
параллелизме между словом и фразой.
Предметом предлагаемого доклада является становление повествовательной
интонации в процессе онтогенеза. На материале записей, произведенных Фонетическим фондом русского языка (Приложения № 4 и
№ 10, Бохум и Санкт-Петербург), прослеживаются первые признаки
появления повествовательной интонации в речи детей 2 лет 6 месяцев и дальнейшее
освоение ее на протяжении развития до 6 лет включительно. Звукозаписи были
подвергнуты компьютерному анализу при помощи программы PCQuirer.
Фонетика, как и вся лингвистика в целом, решает прикладные задачи
компьютеризации дискурса. Анализ и синтез речи ориентированы на обработку
акустического сигнала.
Summary. The
theory of paradigmatic phoneme structure enables us to overcome the paradox of
such a description, when the rules of sound alternation and combination are
associated with different phonological units. The paradigm
of a phoneme (i. e. hierarchical model of its
structure organization) consists of a set of ideal members characterizing all
possible modes of its functioning in a wordform.
The paradigm is headed by the member which has the full set of distinctive
features and occurs in the positions of maximum phoneme distinction, other members
have a deficient set of distinctive features and occur in different positions
of neutralization. The phoneme paradigm formulae deduced allow for stating the
broadening of sphere of vowel neutralization (up to vowel insertion); besides
such a great variability of phoneme function models plays the role of saving
mechanism preventing the simplification of vowel system.
Summary. From the
typological point of view the determining features of the Russian language
include: eventfulness, predictability, flexible adaptibility of phonetic form
to variations of the word meaning (the principle «Don’t save on material») (see
the works of Melnikov). The analysis of some theoretical propositions and
experimental data confirm the existence of these properties of Russian language
on the phonetic level.
Динамическая картина
синхронии современного русского языка не только включает осмысление
функционального аспекта реализации языковых единиц, но ипредполагает анализ
динамики порождения речи. В этом
смысле проблема объективного и целостного описания фонетической природы звуков
состоит в выделении таких существенных динамических признаков, которые бы
соотносились между собой в смысле целеполагания. Общей основой для выделения
таких артикуляционно-акустических признаков могут быть субстанциальные характеристики,
установленные по объективным данным экспериментально-фонетических приемов, прежде
всего кинорентгенографирования, фиксирующего непрерывные изменения
в работах артикуляторов.
Героиня повести А. Алексина «Безумная Евдокия»[1] — девятиклассница.
Мы и предложили повесть для обсуждения ее сверстникам — девятиклассникам:
Сжатость и динамизм сюжета, характерный для предыдущих
произведений автора[2], присущ. и данной повести.
Человечность, истинный гуманизм остается главным идейным стержнем произведений
А. Алексина. Однако в «Безумной Евдокии» это находит иное художественное
решение.
Цель данной статьи — обобщить наиболее характерные аспекты
восприятия повести девятиклассниками и показать пути углубления,
совершенствования и приближения читательского восприятия к авторскому замыслу.
[1]Алексин А. Безумная Евдокия. —
«Юность», 1976, № 6, с. 4—16; в кн.: Алексин
А. Третий в пятом ряду. Повести и рассказы. М., «Молодая гвардия», 1977.