Современные исследования в
области лингвистики характеризуются заметной экспансией междисциплинарности,
которая стала источником новых направлений и методик: она «устойчиво
сохраняется как признанный предмет дискуссий» (А.В. Бондарко, 2008). Указанный
факт можно объяснить прежде всего сменой ориентиров в современной лингвистике,
в центре активного внимания которой оказался человеческий фактор, потребовавший
в свою очередь пересмотра и корректировки традиционных взглядов на
функциональный статус различных языковых явлений, в том числе и модальности.
Манипулятивная природа
политического дискурса является аксиомой политической лингвистики. При анализе
воздействующего потенциала медиа-политического текста следует помнить, что
текст – это система, объединяющая субъектное/субъективное и объективное. К
субъективному началу относятся те элементы системы и те взаимодействия между
ними, которые определяются волей автора, являются результатом его осмысленной
творческой деятельности по созданию эффективного текста. Структура и прагматика
заголовка, речевая игра (в том числе интертекстуальная), аллюзивность и
прецедентность, метафоричность, языковые средства прямой рациональной и
эмоциональной оценки, аргументативная структура, концептуальные оппозиции,
образ автора и адресата – эти средства воздействия мы относим к субъективным.
Они изучаются в лингвистическом, риторическом и других аспектах. Менее
исследована объективная сторона медиа-политического текста.
Корреляции событие – факт и факт – оценка, как и их составляющие, приобретают особую значимость
для политической коммуникации, проявленной в различных институциональных
дискурсах. Не менее существенной предстает и проблема объективности,
безусловности и достоверности факта по отношении к событию и его оценке в
информационном пространстве, генерируемом СМИ.
В семиозисе проблемной
политической статьи особое место занимают так называемые знаки ориентации –
ситуативные антонимы, номинирующие лиц/стороны, занимающие позиции
ведущего/ведомого в реализации политического партнерства. Одной из
специфических антонимических пар, характерной для русскоязычного дискурса
последних лет, является всадник/лошадь.
Средства массовой
информации (СМИ), безусловно, играют ведущую роль в формировании и пропаганде
образа России. Образ России, который создается современными СМИ имеет
противоречивый характер. Существующая риторика в отношении России и руководства
страны обусловлена политическими пристрастиями и пропагандистскими задачами
журналистов и политологов, выражающих свою позицию посредством текста СМИ. Для
воздействия на аудиторию журналисты могут прибегать к различным стилистическим
приемам, создавать определенного рода политические метафоры, аллюзии, ассоциации.
Нам представляется интересным проанализировать, каким образом посредством
заголовка как квинтесенции содержания той или иной статьи, реализуются задачи
пропаганды.
Долгое время британский
правый радикализм считался относительно маргинальным политическим течением и
привлекал внимания значительного числа исследователей. Ситуация кардинальным
образом изменилась в последние годы. Праворадикальной Британской национальной
партии (БНП) удалось привлечь на свою сторону существенную долю избирателей и
добиться представительства в Европарламенте, а также в целом ряде муниципальных
советов.
В современный речевой
оборот возвращаются советизмы. Их функционирование в политических текстах
различных жанров требует многоаспектного осмысления, предполагающего наличие
определения обозначенного пласта лексики и ее типологизацию. Последняя должна
осуществляться с учетом бытования советизмов в эпоху социализма (первый
синхронный срез) и в постсоветскую эпоху (второй синхронный срез). Можно
говорить о широком и узком понимании советизмов.
В когнитивной лингвистике
современности существует очень большой спектр подходов к тому, как определить
понятие «концепт». Изучив многие из этих подходов можно выделить то, что данное
понятие включает в себя некую «универсалию», «общую идею», закрепленную в
ментальности, в психике и воспроизводящую картину мира представителей того или
иного этноса. По мнению Е.С. Кубряковой, концепт отражает представления «о тех
смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают
содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой
деятельности и процессов познания мира в виде неких квантов знания» [Краткий
словарь когнитивных терминов 1996: 90].
М.М. Бахтин в свое время выделял политический жанр, который
реализуется в процессе общественно-политической коммуникации (М.М.Бахтин Эстетика словесного творчества, 1979: 252).
Некоторые лингвисты общественно-политическую коммуникацию выделяют в специальную
область исследований. В научной школе А.П. Чудинова эта область исследований получила
название политической лингвистики (Чудинов А.П. Политическая лингвистика,
2006).
Когнитивные исследования
медиа-дискурса тех или иных событий позволяют определить особенности восприятия
происходящего политиками и журналистами, однако обычно меньше уделяется
внимания реакции реципиента политического дискурса, хотя рассмотрение такого
объемного образования, как дискурс, не может быть полным без учета обратной
связи с адресатом обращений политических деятелей или журналистов.