Исследования, посвященные убеждению, позволяют расширить
представления о его основных характеристиках.
Убеждение
отлично от принуждения и совершается на основе отношений, мнений и ценностей. В
результате убеждения мнения могут формироваться, укрепляться и изменяться. По
Г. Миллеру, формы укрепления – это интенсификация (формирование
осознанности); активация (переход от слов к делу); сдерживание (недопущение
отступления от сформировавшегося мнения) [Miller 1980].
Вторая половина 2008 г. войдет в историю тем, что мир стал жить в условиях финансово-экономического кризиса, который втянул в свою орбиту практически все государства и Россию в том числе. Термин мировой финансово-экономический кризис прошел путь от слова-фантома до слова-символа современной действительности в национальном языковом сознании меньше чем за год, и поэтому стал центром активного метафорического притяжения. Для выяснения того, с чем ассоциируется понятие мировой финансово-экономический кризис у россиян, нами был проведен анкетный опрос 164 студентов 1-4 курса педагогического университета г. Екатеринбурга. Данная аудитория была выбрана в качестве респондентов потому, что именно молодые люди наиболее мобильно и остро схватывают «дух времени», творчески подходят к языковым фактам, и поэтому они, на наш взгляд, создали в своих ответах реальную картину метафорического представления о том, что такое кризис в обыденном языковом сознании.
Заявленная тема рассматривается в русле проблем межэтнической конфликтологии. Предполагается, что ее изучение поможет ответить на вопрос о причинах многоуровнего (когнитивного, политического, культурно-языкового, коммуникативного) конфликта двух общин – титульной и русскоязычной, – живущих в Латвии.
В последнее время все более перспективным направлением анализа такого многопланового явления, как политическая коммуникация, становится исследование политической метафорики [Будаев, Чудинов 2008; Чадюк 2005]. Высокая частотность метафор в современном политическом дискурсе, по мнению исследователей, объясняется тем, что метафора превратилась в одно из наиболее сильных средств представления политических концепций и воздействия на политическое сознание общества [Чудинов 2006; Анисимова 2006].
В процессе интерпретации
политической речи существенное значение имеет такой фактор, как «поиск
изменяющейся точки зрения на изменяющийся мир». Политическая речь в значительной
степени формируется из ранее сделанных высказываний. Оратор апеллирует к уже
написанному или произнесенному, примыкает или конфронтирует с определенной
политической традицией. Каждая новая речь – это новое видение, новый взгляд,
новая перспектива, новый «монтаж мира». В части интерпретации языковая игра
является способом отношения к миру, разностью морали и разностью традиции,
поэтому идентичные слова, примененные в различных системах, дают различный
результат. Понятие языковой игры подразумевает плюрализм смыслов
[Шкловский].
Целью настоящего
исследования явилась попытка выделения, дефинирования и классифицирования
такого способа манипуляции сознанием, как когнитивные нарушения. Теоретической
базой данного исследования послужили работы выдающихся социологов, историков и
лингвистов, занимающихся проблемами языка и общества. Материалом для
исследования стали речи и заявления премьер-министра Великобритании Тони Блэра.
Если в течение многих
столетий английский язык обогащался за счет других языков, то в настоящее время
можно заметить противоположную тенденцию – другие языки все больше заимствуют
новую лексику из английского языка. Аббревиатуры не являются исключением. Многие
английские аббревиатуры были заимствованы другими языками и стали
межъязыковыми.
Политический роман, ставший
самостоятельной литературной формой в ХХ веке, за последние годы занял очень важное
место в российской словесности, что косвенно подтверждается количеством
опубликованных текстов и проданных экземпляров, а также обилием критических
откликов на большинство произведений в этом жанре. Причины актуализации политического
романа едва ли можно определить однозначно: с одной стороны, закономерно возрос
интерес аудитории к политической жизни и к политическому пространству, с другой
– политтехнологи целенаправленно ищут и используют новые механизмы воздействия
на массовую аудиторию, обращаясь в том числе и к возможностям художественного
текста.
Экстралингвистическое
значение метафоры состоит в том, что она осуществляет структурирование
социально-политической реальности, поскольку задает основные смыслы процессов и
явлений и легитимирует те или иные политические реалии. Содержащая скрытое
сравнение метафора позволяет включить новый предмет в пространство уже
известного. «Фундаментальная» (М. Фуко), «базисная» (Э. Маккормак), «ориентационная»
(Д. Лакофф и М. Джонсон), «коренная» (С. Пеппер) выполняет особую роль в жизни
общества, т.к. создает условия для понимания и осмысления феноменов, а также
связывает понятия между собой, организует их в систему, затем детерминируя
мышление и поведение отдельного человека и социума в целом.
Закончился первый учебный
год и первые вступительные экзамены, когда ЕГЭ стал обязательным для всех
выпускников У ЕГЭ есть много горячих сторонников и противников. В течение
нескольких лет не прекращалось обсуждение ЕГЭ, в которое включилось все
общество, высказывали свое мнение и государственные чиновники, и ректоры вузов,
и учителя, и родители, и учащиеся. Мнения, высказанные в ходе обсуждения,
зачастую прямо противоположны: от одобрения ЕГЭ до полного его неприятия.