Особый интерес представляет
язык политика во время избирательной компании, т.к. именно в этот период язык
является мощным орудием для политика, посредством которого создается его
речевой портрет, оказывается сознательное воздействие на слушателей. Главная
цель предвыборно-агитационного дискурса – завоевание максимального количества
электората, для этого язык политика обогащается разнообразными речевыми
приемами и образными языковыми средствами.
Активные процессы глобализации в современном мире способствуют развитию международных связей в самых различных сферах деятельности, в том числе в политике и бизнесе. Закономерно, что среди большого количества источников информации о мире бизнеса в качестве специального источника выступают печатные СМИ. В докладе предпринимается попытка объяснить вербальные способы формирования образа экономического деятеля на материале текстов СМИ, что способствует более глубокому пониманию национально-культурной ментальности и изучению процессов, оказывающих прямое влияние на общественное мнение о событиях в мире бизнеса и политики.
В когнитивной лингвистике принят широкий подход к выделению метафор по содержательным признакам. В качестве метафоры рассматриваются и сравнения, и другие языковые феномены: метаморфоза, гипербола, перифразы, фразеологизмы и др. При таком подходе исследования важным является не отдельно взятая метафора, характеризующая фрагмент мира, а вся система метафорических моделей. Метафорическая модель появляется на основе концептуальной модели образования метафоры. На «выходе» такого когнитивного процесса возникает концептуальная метафора, под которой понимается способ видеть одно через призму другого.
Традиционным источником создания метафор служат антропоморфные и витальные сферы. Витальная сфера моделирует власть как живое существо, наделенное телом (Траты высших органов власти по решению президента будут резко сокращены... АиФ №14 2009), зрением, как организм, который переживает смерть естественным или насильственным способом. Власть предстает в образах жертвы автодорожной аварии (Помощник президента А. Илларионов, озвучивая свои «апрельские тезисы», «наехал» на действующую власть гораздо серьезнее. АиФ. №15. 2005), организма, подверженному разложению (Он заметил, что из-за благоприятной нефтяной конъюнктуры российская власть и общество подвергаются «мощному экономическому разложению». АиФ. №15. 2005).
Подход к межкультурной коммуникации (МК) с точки зрения обоснования дискурса как деятельности подчиняется общим закономерностям деятельности. И если в самых различных теориях деятельности такая категория дискурса, как личность, нашла свое отражение, то макроуровень исследований межкультурной коммуникации, предполагающий анализ коммуникативных систем на уровне институционального образования, признается важным, но мало представленным. В частности, общепризнанными, но недостаточно изученными считаются практики межкультурной политической коммуникации. При этом очевидно, что межкультурная коммуникация, не имеющая специфических институциональных условий, выделяется на основании конструирования проблемы взаимодействия различного.
Настоящее исследование посвящено изучению фреймов низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков.
Политический дискурс часто имеет имплицитное содержание, за счет которого достигается нужный в политической деятельности эффект. Имплицитность как лингвистическое явление принадлежит коммуникативному уровню и обнаруживает себя в скрытом выражении семантики коммуникативных единиц, тесно взаимодействующих с эксплицитно выраженным содержанием [Нефедова 2001: 19].
Имплицитные оценки в публицистике часто выступают в виде оценочных метафор, которые призваны организовать общественное мнение, создать у адресата нужный адресанту яркий, зримый образ, также суггестивно влияющий на восприятие информации под заданным утлом зрения. «Метафоры способны убивать», – утверждает Дж. Лакофф [Лакофф 2006], и с этим трудно не согласится. Проникая в сознание, метафора отбирает, выделяет и организует одни характеристики субъекта и устраняет другие.
PR – это, прежде всего, политический феномен. В сфере современной политики широко используются PR-технологии. PR в политической сфере способствует оптимизации регулирования властных отношений в обществе. Сейчас главную роль в продвижении политических деятелей и идей играют политическая реклама и политический PR.
Одно из перспективных
направлений в исследовании прецедентных имен в современной российской
политической коммуникации – это изучение ведущих сфер-источников прецедентности,
что важно для определения того круга фоновых знаний, который необходим читателю
для правильного и полного понимания соответствующих текстов. Изучение
сфер-источников прецедентных имен может предоставить также интересный материал
для оценки эрудиции, жизненного опыта, политических предпочтений,
прагматических установок и речевого мастерства автора.
Как известно, успешная
коммуникация определяет решение любых политических вопросов. Особую
актуальность коммуникативные вопросы приобретают в социальной политике, в том
числе и в здравоохранении. В современном мире коммуникация представлена
многообразием форм. Особый научный интерес представляют новые и малоизученные
виды электронной коммуникации (блоги). Поэтому цель нашего исследования состоит
в изучении блогового дискурса как вида коммуникации в социальной политике
(здравоохранении).