Вторая
половина XX века стала периодом наиболее широкого распространения русского
языка и русской культуры (как многонациональной советской культуры) во всем
мире. Русский язык превратился в один из ведущих мировых языков, используемых
во всех крупнейших международных организациях. Общее количество владевших русским
языком к концу 1980-х годов составляло около 350 миллионов человек. Большой
вклад в распространение русского языка за рубежом вносила и советская система
образования, являвшаяся, по оценкам западных экспертов, одной из лучших в мире:
в 1989 / 1990 учебном году в различных гражданских, военных, партийных,
профсоюзных, комсомольских учебных заведениях обучалось на русском языке около
180 тысяч иностранных граждан.
Миграция
стала важным социальным явлением в российском обществе. Не только политики,
экономисты, но и обыватели признают неизбежность использования мигрантов для
решения важнейших проблем российского общества – демографической стабильности,
баланса спроса и предложения на рынке труда и пр. Только с начала 2007 года на
миграционный учет в Свердловской области поставлены 96,5 тыс. иностранцев.
Самый большой поток мигрантов фиксируется из государств Средней Азии – бывших
советских республик.
Миграция – это «страшная» реалия нынешнего
времени, обусловленная военными конфликтами и разного рода природными и
техногенными катастрофами. Для России стратегической целью должно стать не отторжение
мигрантов, а постановка и решение проблемы их эффективной интеграции в
общество. При этом особое значение приобретает проблема интеграции детей из
семей мигрантов (в первую очередь – средствами образования), поскольку это то
поколение мигрантов, представители которого должны стать полноценными
гражданами российского общества.
В современном обществе человек часто «вынужден» приспосабливаться к изменяющимся условиям жизнедеятельности, ему приходится снова и снова находить пути решения жизненных проблем, так как прежние способы уже становятся неактуальными. При этом человеку приходится «успевать» за такого рода изменениями и как-то к ним адаптироваться, независимо от его желания.
Несмотря
на то, что проблема развития толерантности мигрантов рассматривается в качестве
актуальной и приоритетной, конкретных психологических технологий и программ в
настоящее время явно недостаточно.
В
современном российском обществе в связи с необходимостью расширения прибывающих
категорий граждан и нуждающихся в государственной помощи требуется разработка
законодательной базы репатриации в Россию, ориентированной на нужды
государства, общества и человека.
Фактор
многонациональности Российской Федерации способствовал созданию правил и
гарантий, связанных с урегулированием вопросов лингвистического разнообразия,
которые стали за некоторыми исключениями распространяться и на мигрантов.
Миграция и связанные с ней процессы в последние
годы стали значимым фактором, оказывающим все более заметное влияние на
социальную, политическую, экономическую ситуацию в России и Уральском регионе.
В связи с этим обостряется задача реорганизации существующей системы социальной
работы с переселенцами и, следовательно, совершенствования профессиональной
подготовки специалистов в данной сфере.
Проблема трудоустройства –
одна из наиболее актуальных в современном миграционном процессе. Прежде всего
потому, что даже при наличии статуса беженца или вынужденного переселенца, теоретически
дающих право работать, мигранты остаются «чужими» для местного населения. К сожалению,
в настоящее время на государственном уровне в России фактически не предпринимаются
какие-либо специальные меры по оказанию мигрантам помощи в трудоустройстве.
Для мигрантов из стран ближнего зарубежья,
проживающих на территории Российской Федерации, одной из главных и актуальных
является проблема активно набирающей силу национальной дискриминации. Открытое
неприятие иностранных граждан, представителей других наций стало одним из
важнейших факторов, обусловивших возникновение и обострение таких серьезных
проблемы в процессе адаптации мигрантов, как отсутствие постоянного и законного
места жительства, трудоустройство, получение образования в чужой стране и др.