В
условиях значительной депопуляции населения, наблюдаемой во многих регионах
России, единственным источником восполнения экономически активного населения
являются мигранты. Однако, наряду с бесспорными плюсами (такими, как приток экономически
активного населения в трудоспособном возрасте), миграция достаточно часто
является и фактором дестабилизации в местных сообществах. По мнению рядаисследователей, причинами дистабилизационной роли
миграции являются, в первую очередь, низкий уровень толерантности принимающего
населения, отсутствие внятной миграционной политики в субъектах федерации,
невнимание властей к этим процессам на различных уровнях, а также отсутствие
четких адаптационных установок на интеграцию у мигрантов и вынужденных беженцев
[Мокин 2007: 94-101;
Бритвина 2006: 117-119].
Адаптация мигрантов в России – процесс
длительный и многообразный. Наличие адаптационных механизмов позволяет быстрее
и легче пройти адаптацию и связанные с ней трудности. Проблемы общения часто
выходят на передний план в жизни мигрантов.
Интернационализация образования делает
актуальной проблему адаптации иностранных студентов в вузах незнакомой им
страны. На сегодняшний момент примерно двое из ста обучающихся в российском
высшем учебном заведении являются гражданами другого государства. С каждым годом
все больше иностранных учащихся приезжает в Россию для получения высшего
образования, и каждый иностранный студент обаятельно проходит сложный процесс
адаптации.
Тема идеологии снова становится модной. Сама по
себе эта тенденция не может не радовать исследователя общественных процессов,
для которого анализ идеологических отношений – главная содержательная
составляющая его изысканий. Вместе с тем, не может не вызывать опасений и
слишком быстрая смена настроений относительно изучения идеологических процессов
в самом научном сообществе.
1. Когнитивным называется подход к исследованию тех
или иных объектов (не обязательно ментальной природы), допускающий при
формировании гипотез об их устройстве и функциях апелляцию к ментальным
категориям и при этом не требующий для своего обоснования психологических
экспериментов» (Звегинцева, Паршин 1990, с.91).
Являясь
важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык одновременно выступает
как инструмент, с помощью которого формируются новые понятия, во многом
определяющие сам способ человеческого мышления. Выбор конкретных языковых
средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс
восприятия и воспроизведения действительности.
Система наименований органов власти, должностных
лиц и территорий в постсоветской России сложилась в результате смешения
терминов, восходящих к разным периодам российской истории и к разным
политическим традициям. В настоящее время для наименования территориальных
единиц одного уровня используются термины сельсовет,волость, район и уезд, а для
региональных законодательных органов в разных субъектах РФ - Губернская Дума, Совет народных депутатов,
Верховный хурал и Парламент. Подобная
разнородность и непоследовательность несвойственна устоявшимся терминологическим
системам, в том числе в сфере лексики государственного управления.