Об этой статье мне рассказал мой приятель, который обожает автомобили. На сайте ему попалась история автомобилей и он с удовольствием читает эту важную для себя информацию. Несмотря на то, что понятие речевого портрета неново в
лингвистике, остаются нечеткими границы смыслового поля данного
лингвистического термина.В современном
отечественном языкознании наметилось три направления характеристики речи
говорящего:
1) выявление общих особенностей языка у совокупностей
лиц, объединенных по каким-либо общим признакам (страна, уровень образования,
профессия, пол, возраст, интересы и т.д.). Таким образом, получается
собирательный речевой портрет людей, объединенных общей профессией, интересами
и т.д.
2) описание
речи отдельных лиц через изучение особенностей их речи на всех уровнях языка,
специфики их речевого поведения, учитывающее их личные и профессиональные
свойства, особенности их биографии и условия освоения русского языка. В данном
случае мы рисуем индивидуальный речевой портрет
3) изучениесудьбы отдельных особенностей русского языка в речи человека
определенной эпохи. Результатом такого исследования является собирательный или
индивидуальный речевой портрет человека конкретной эпохи.
В выше перечисленных направлениях речевой портрет
создается в основном с опорой на форму языка (диалектная, просторечная,
жаргонная или литературная), в рамках которой с учетом ситуации общения
говорящий реализует себя как языковая личность. Во всех направлениях речь
рассматривается с позиции говорящего. Статус речевого портрета, на наш взгляд,
более сложен.
Речевой портрет понимается нами как мнение о говорящем (образ говорящего),
которое формируется у слушающего в
момент речи.
Речевой портрет в этом случае характеристика речи говорящего с позициислушающего. При этом дается не только полная характеристика речи
(она, кстати, может быть и не полной), но речь оценивается этически и
эстетически. Портрет как один из главных жанров изобразительного искусства есть
изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей (групповой портрет),
существовавших или существующих в действительности. Вместе с внешним сходством
портрет запечатлевает духовную сущность изображаемого человека (модели).
Художник же, создавая портрет, является носителем определенного культурного
мира, который так же отражается в созданном портрете (к примеру, портреты А.С.
Пушкина, созданные Кипренским и Тропининым).
Речевой портрет включает не только описание объективного состояния речи
говорящего, но и субъективное мнение слушающего.
Люди судят друг о друге по внешности, речи и поведению, и это суждение
во многом опирается на стереотипы. Речь говорящего указывает на физическое,
психическое, социальное состояние человека (социальное в широком смысле этого
слова – тип человека, класс, категория: пол, возраст, происхождение, и
т.д.).Слушающий не машина, он все не
фиксирует, да ему это и не нужно. Он отмечает характерные черты в речи
говорящего и создает свой индивидуальный речевой образ, образ же этот рисуется
ему с учетом собственных стереотипных представлений: физических, психических,
социальных и языковых. К примеру, слушающий не владеет акцентологической нормой
и правильная речь говорящего покажется ему вычурной. "Хочет быть не таким, как
все”, - скажет слушающий и опишет говорящего отрицательно. Или нарушения нормы
в речи говорящего, человека образованного, могут быть рассмотрены слушающим,
грамотным человеком, в качестве игры, шутки.
Общеизвестно, что поведение в социуме подчинено определенному
ритуалу и, характеризуя речь человека или группы людей, мы опираемся на
стереотипы поведения и, речевого поведения в частности,данной социальной группы.
Вследствие высказанных мыслей, речевой портрет представляется
нам многоаспектной моделью. Ее составляющие могут быть распределены следующим
образом:
-Психологический
аспект;
-Коммуникативный
аспект;
-Лингвистический
аспект.
Рассмотрим в качестве примера
речевой портрет политика (собирательный и индивидуальный). Речь политика в
большей степени, чем речь и речевое поведение людей других профессий, запрограммирована,
подчинена ритуалу. Слушающему так же известен этот ритуал. Слушающий рисует
себе образ говорящего по определенному стереотипу, устойчивому представлению о
каких-либо явлениях или людях, свойственное ему как представителю той или иной
группы.
Каким вам представляется образ политическогоофициальноголица? Отвечая на этот вопрос вы, вероятно, скажете – психологически он
(политик) должен быть гуманистом, позитивно настроенным, должен иметь
конструктивный взгляд на жизнь. Далее – на коммуникативном уровне – это человек
общительный, открытый тип собеседника, соблюдающий культурно-речевой ритуал в
рамках национальных традиций. С лингвистической точки зрения этот человек
должен быть образованным, являющимся носителем литературного языка.
Попробуем соединить идеальную модель и реальную. И
построим частично речевой портрет политика.
И.С. Иванов,
министр иностранных дел. По долгу
службы И.С. Иванов выполняет миссию миротворца. Конструктивный взгляд на жизнь
проявляетсяв его беседах и по поводу
ситуации на Ближнем Востоке и по поводу отношений России с Европейским союзом.
И.С. Иванов недавно опубликовал книгу «Внешняя политика России в эпоху глобализации»,
что говорит о высоком уровне образования говорящего. И.С. Иванов к тому же
читает лекции в Московском государственном институте международных отношений. В
коммуникативном плане это человек общительный, соблюдающий культурно-речевую
рамку общения.Хотя он, скорее, закрытый
тип собеседника: министр не всегда прямо отвечает на поставленные вопросы. Речь
литературная, нормативная, ориентирована на ситуацию общения и поэтому
доступна. Но построение предложения и подбор лексики говорят о книжном
характере его речи.
В.В.
Путин, президент Российской Федерации. В.В. Путина
можно характеризовать как человека «гибкого», готового приспособиться к
различным ситуациям, тем не менее это также позитивно настроенный человек. Для
речипрезидента характерен жесткий
контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений (часто
встречающаяся фраза «буду краток»), снижение личностного начала (В.В. Путин
очень редко употребляет местоимение «я», предпочитает «мы» и преимущественно
строит предложения неопределенно-личные или безличные).Это закрытый тип собеседника, к примеру, на
прямо поставленный вопрос во время телемоста «Почему гидроэлектростанцию
строили все, а пользуются единицы» президент уходит от ответа. В.В. Путин четко
определяет пространственные и временные границы ситуации взаимодействия, хотя
часто выходит за пределы выбранной позиции, при этом нередко нарушает
социально-ролевую рамку общения (официальное слово на пресс-конференции с Томом
Блейером в Лондоне) Речь президента также литературная, нормативная,в большей степени книжная, чем разговорная,
это объясняется заданной формой протокола. В целом вырисовывается достаточно
ясный речевой портрет официального лица. Индивидуальные речевые портреты мы
предполагаем рассмотреть в докладе на конференции «Политическая лингвистика».