ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Пятница, 19.04.2024, 15:03

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6374]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ПОЛИТИКА

    Об этой статье мне рассказал мой приятель, который обожает автомобили. На сайте ему попалась история автомобилей и он с удовольствием читает эту важную для себя информацию. Несмотря на то, что понятие речевого портрета неново в лингвистике, остаются нечеткими границы смыслового поля данного лингвистического термина.  В современном отечественном языкознании наметилось три направления характеристики речи говорящего:

    1) выявление общих особенностей языка у совокупностей лиц, объединенных по каким-либо общим признакам (страна, уровень образования, профессия, пол, возраст, интересы и т.д.). Таким образом, получается собирательный речевой портрет людей, объединенных общей профессией, интересами и т.д.

     2) описание речи отдельных лиц через изучение особенностей их речи на всех уровнях языка, специфики их речевого поведения, учитывающее их личные и профессиональные свойства, особенности их биографии и условия освоения русского языка. В данном случае мы рисуем индивидуальный речевой портрет

    3) изучение  судьбы отдельных особенностей русского языка в речи человека определенной эпохи. Результатом такого исследования является собирательный или индивидуальный речевой портрет человека конкретной эпохи.

    В выше перечисленных направлениях речевой портрет создается в основном с опорой на форму языка (диалектная, просторечная, жаргонная или литературная), в рамках которой с учетом ситуации общения говорящий реализует себя как языковая личность. Во всех направлениях речь рассматривается с позиции говорящего. Статус речевого портрета, на наш взгляд, более сложен.

    Речевой портрет понимается нами как мнение о говорящем (образ говорящего), которое формируется у слушающего в момент речи.

    Речевой портрет в этом случае характеристика речи говорящего с позиции слушающего. При этом дается не только полная характеристика речи (она, кстати, может быть и не полной), но речь оценивается этически и эстетически. Портрет как один из главных жанров изобразительного искусства есть изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей (групповой портрет), существовавших или существующих в действительности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовную сущность изображаемого человека (модели). Художник же, создавая портрет, является носителем определенного культурного мира, который так же отражается в созданном портрете (к примеру, портреты А.С. Пушкина, созданные Кипренским и Тропининым).

    Речевой портрет включает не только описание объективного состояния речи говорящего, но и субъективное мнение слушающего.

    Люди судят друг о друге по внешности, речи и поведению, и это суждение во многом опирается на стереотипы. Речь говорящего указывает на физическое, психическое, социальное состояние человека (социальное в широком смысле этого слова – тип человека, класс, категория: пол, возраст, происхождение, и т.д.).  Слушающий не машина, он все не фиксирует, да ему это и не нужно. Он отмечает характерные черты в речи говорящего и создает свой индивидуальный речевой образ, образ же этот рисуется ему с учетом собственных стереотипных представлений: физических, психических, социальных и языковых. К примеру, слушающий не владеет акцентологической нормой и правильная речь говорящего покажется ему вычурной. "Хочет быть не таким, как все”, - скажет слушающий и опишет говорящего отрицательно. Или нарушения нормы в речи говорящего, человека образованного, могут быть рассмотрены слушающим, грамотным человеком, в качестве игры, шутки.

    Общеизвестно, что поведение в социуме подчинено определенному ритуалу и, характеризуя речь человека или группы людей, мы опираемся на стереотипы поведения и, речевого поведения в частности,  данной социальной группы.

    Вследствие высказанных мыслей, речевой портрет представляется нам многоаспектной моделью. Ее составляющие могут быть распределены следующим образом:

    -  Психологический аспект;

    -  Коммуникативный аспект;

    -  Лингвистический аспект.

    Рассмотрим в качестве примера речевой портрет политика (собирательный и индивидуальный). Речь политика в большей степени, чем речь и речевое поведение людей других профессий, запрограммирована, подчинена ритуалу. Слушающему так же известен этот ритуал. Слушающий рисует себе образ говорящего по определенному стереотипу, устойчивому представлению о каких-либо явлениях или людях, свойственное ему как представителю той или иной группы.

    Каким вам представляется образ политического официального лица? Отвечая на этот вопрос вы, вероятно, скажете – психологически он (политик) должен быть гуманистом, позитивно настроенным, должен иметь конструктивный взгляд на жизнь. Далее – на коммуникативном уровне – это человек общительный, открытый тип собеседника, соблюдающий культурно-речевой ритуал в рамках национальных традиций. С лингвистической точки зрения этот человек должен быть образованным, являющимся носителем литературного языка.

    Попробуем соединить идеальную модель и реальную. И построим частично речевой портрет политика.

    И.С. Иванов, министр иностранных дел. По долгу службы И.С. Иванов выполняет миссию миротворца. Конструктивный взгляд на жизнь проявляется  в его беседах и по поводу ситуации на Ближнем Востоке и по поводу отношений России с Европейским союзом. И.С. Иванов недавно опубликовал книгу «Внешняя политика России в эпоху глобализации», что говорит о высоком уровне образования говорящего. И.С. Иванов к тому же читает лекции в Московском государственном институте международных отношений. В коммуникативном плане это человек общительный, соблюдающий культурно-речевую рамку общения.    Хотя он, скорее, закрытый тип собеседника: министр не всегда прямо отвечает на поставленные вопросы. Речь литературная, нормативная, ориентирована на ситуацию общения и поэтому доступна. Но построение предложения и подбор лексики говорят о книжном характере его речи.

    В.В. Путин, президент Российской Федерации. В.В. Путина можно характеризовать как человека «гибкого», готового приспособиться к различным ситуациям, тем не менее это также позитивно настроенный человек. Для речи  президента характерен жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений (часто встречающаяся фраза «буду краток»), снижение личностного начала (В.В. Путин очень редко употребляет местоимение «я», предпочитает «мы» и преимущественно строит предложения неопределенно-личные или безличные).  Это закрытый тип собеседника, к примеру, на прямо поставленный вопрос во время телемоста «Почему гидроэлектростанцию строили все, а пользуются единицы» президент уходит от ответа. В.В. Путин четко определяет пространственные и временные границы ситуации взаимодействия, хотя часто выходит за пределы выбранной позиции, при этом нередко нарушает социально-ролевую рамку общения (официальное слово на пресс-конференции с Томом Блейером в Лондоне) Речь президента также литературная, нормативная,  в большей степени книжная, чем разговорная, это объясняется заданной формой протокола. В целом вырисовывается достаточно ясный речевой портрет официального лица. Индивидуальные речевые портреты мы предполагаем рассмотреть в докладе на конференции «Политическая лингвистика».
    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (01.06.2010)
    Просмотров: 20803 | Рейтинг: 3.7/13 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Благовещенская Т.А. Первые уроки английс...
    Детские лагеря за границей.
    Mistletoe - легенда о ветке омелы

    Скачать бесплатно решебник Голицынский 
    Медведев и Миклушевский призвают учителе... 
    Мода 

    Примерное Содержание отчета по практике
    1 день с «Битрикс24»
    Английский язык для школьников №18

    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Новые информационные технологии в обучен... 
    England is the workshop of the world! 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz