Эту статью мне прислал мой приятель, который считает, что
http://ihakimov.ru/ – это эффективный способ заработать и заняться интересным делом. Его он очень устраивает и приносит доход. Дидактико-методические понятия используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например в дидактике — цели обучения, развивающее обучение, в методике — цели обучения электротехнике, развитие технического мышления. Приведем примеры дидактико-методических понятий: формирование технического мировоззрения учащихся; наглядность в обучении технической механики; знания учащихся по специальной технологии; содержание предмета по электротехнике и т.д. Методико-технические понятия. Вторую группу образуют методико-технические, или технико-методические понятия, опирающиеся на техническую и технологическую терминологию. Ее составляют понятия и термины преподаваемой науки — техники. Они определяют названия объектов изучения, т.е. разделов, тем или подтем уроков, либо названия технических и технологических явлений, процессов, которые входят в круг усвоения учащимися, и необходимы для решения научно-методических задач и развития методики профессионального обучения. Например, в данную группу понятие «электрическая цепь переменного тока» входит не в качестве объекта исследования технической теории, а как методико-техническое понятие — объект познания учащимися, часть содержания учебного материала. Содержание этих понятий в методическом употреблении существенно отличается от технического употребления. Термины в методическом употреблении нередко упрощаются ради повышения доступности и варьируются в зависимости от уровня подготовки учащихся. При раскрытии содержания методико-технических понятий указывается на необходимость отбора учебного материала и типичные методы изучения данного содержания. Методические понятия. Данные понятия подразделяются на четыре подгруппы. 1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом
деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок
производственного обучения по изучению трудовых приемов и
операций», «обучение кулинарии» (дидактико-методические по
нятия), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение
снятию размеров» (методические понятия). 2. Названия методов, методических приемов, характерных не
для дидактики в целом, а для обучения техническим дисципли
нам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются
результатом вычленения из дидактико-методических понятий и
не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относят
ся, например, «технический диктант», «описание схемы соеди
нения элементов в электрических цепях», «построение чертежей
деталей», «расчет режимов резания» и др. Одни термины возникли в результате становления методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д. 3. Названия различных средств обучения техническим предме
там (сюда входят названия различных демонстрационных устройств
и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обу
чения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет спе
циальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимиза
ции» и др.
4. Понятия и термины из истории методики профессионально
го обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое ко
личество понятий, уже не употребляемых в повседневной прак
тике обучения: «русская система производственного обучения»,
«ручной метод обработки материалов» и др. В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терминов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.