Эту статью мне посоветовал мой давний знакомый, которому недавно захотелось http://www.postroika.ru/, что он смог осуществить благодаря профессиональным людям, которые пришли ему на помощь. Назначением предметно-знаковых систем обучения является опредмечивание в разных формах информации об объекте учебного познания. В данном пункте рассматриваются инвариантные процедуры методической деятельности педагога профессионального обучения по конструированию предметно-знаковых средств обучения. Одной из основных процедур разработки является представление учебных элементов (понятий) учебного материала. Для заполнения спецификации необходимо подготовить таблицу, в которую заносятся технические элементы (понятия), входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному элементу присваивается порядковый номер. Далее понятия отмечаются значком плюс (+) по различным основаниям. Первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы. Далее мы обращаем внимание на те операции, которые необходимо произвести с учебной информацией, чтобы подготовить ее к усвоению учащимися на уроке. К таким операциям относится классификация учебных элементов по времени их изучения, т.е. выделение опорных и новых понятий. Например, по теме «Устройство и принцип действия трансформатора» предмета «Электротехника» опорными являются понятия, обобщенные законом электромагнитной индукции. Показ их в соответствующих колонках означает, что на этапе актуализации опорных знаний эти понятия должны быть активизированы в памяти учащихся с помощью определенных приемов: тестового контроля, демонстрационного опыта и т.д. С точки зрения методики обучения это означает, что к данным понятиям преподаватель должен сконструировать вопросы или изготовить карточки программированного опроса, провести подбор соответствующих задач или продумать, спланировать методику проведения демонстрационного опыта силами учащихся. Отражение уровней усвоения понятий определяет методику работы на этапе применения знаний и умений. Для этого необходимо сконструировать тесты соответствующего уровня к рассмотренным понятиям, провести подбор соответствующих задач и т.д. Пример спецификации учебных элементов показан в табл. 2. Другой формой представления содержания и структуры учебной информации является граф. Для построения графа можно воспользоваться методикой, изложенной в пособии М. И. Ерецкого [8]. Используя граф в качестве предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся, важно особое внимание обратить на группировки понятий на соответствующих горизонталях или порядках. В методике разработки графа отмечается, что на горизонталях или порядках располагается элемент, образующий содержательную общность (рис. 16). Например, на одном порядке группируются элементы — понятия, отражающие конструкцию устройства, на другом — принцип действия, на третьем — классификацию и т.д. Это, в свою очередь, определяет общую логику познавательной деятельности учащихся. Для создания ориентировочной основы деятельности у учащихся необходимо сформировать понятия, описывающие конструкцию технического устройства, и с учетом этого вести формирование понятий, объясняющих принцип действия устройства, затем основные параметры и режимы работы и т.д. С методической точки зрения иерархия изучаемых понятий, представленная в виде графа, помогает обосновать упрощенную формулу организации учебной деятельности (УД) и управления ею. Формула учебной деятельности в виде УД = ООД + ИД + КД (где ООД — ориентировочная основа деятельности; ИД — исполнительская деятельность; КД — контролирующая деятельность) широко используется В.П.Беспалько [1] и М.И.Ерецким [8] в методических целях. Первые горизонтали графа создают ориентировочную основу деятельности, следующие представляют содержание исполнительских действий учащихся (усвоить принцип работы устройства; понять формулы, описывающие расчеты параметров; определить действия по вычислению системы параметров). И наконец, последние горизонтали определяют содержание контролирующих действий. Это своеобразное «выводное знание», представляющее режимы работы устройства, дополнительные параметры.
|