ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Четверг, 21.11.2019, 20:00

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ РЕЧИ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    Об этой статье мне рассказал мой знакомый, который часто отдыхает на юге, и ему очень нравятся http://www.hotel-oreanda.com, потому что они уютные и недорогие. Идея о том, что язык отражает особенности сознания человека, в настоящее время является общепринятой. Не будучи новой (идея связи языка и сознания, начиная с учения В. Гумбольдта о «внутренней форме» языка, в том или ином преломлении проходит через все этапы последующего развития лингвистики и лингвистической философии), она в последней трети XX века получила ещё один толчок к развитию. Задачи интегрального описания языка, адекватного перевода выдвинули на первый план проблему разных уровней многих единиц естественных языков – национального и универсального [1: 17-19]. Национальный уровень отражает определённую языковую картину мира, закреплённую «в грамматике, а именно в семантически значимых грамматических категориях, и в лексической системе языка» [9: 79]. Именно языковая картина мира в последние годы является объектом интенсивных исследований в области семантики. Ю.Д.Апресян отмечает интересную возможность для семантики «связывать языковые значения с фактами действительности не прямо, а через отсылки к определённым деталям наивной модели мира, как она представлена в данном языке» [2: 630]. Наивная (языковая) картина мира «спаяна» с тем, кто её формировал, - с человеком, особенности которого, в том числе и физические, определили её специфику. Ю.Д.Апресян [3] предлагает наивную картину мира человека, которой мы в дальнейшем будем придерживаться, по мере необходимости напоминая некоторые её положения. В настоящей работе ставится цель показать, что 1) антропоцентрические представления как основа языковой картины мира проявляются в спонтанной речи, наиболее естественном, на наш взгляд, проявлении языка; 2) особенности использования тех или иных лексем определяются «человеческим фактором». Объект исследования – устные показания двух свидетелей и потерпевшей по делу о дорожно-транспортном происшествии 26 августа 1999 г. в г. Братске, записанные на магнитофонную плёнку 29 февраля 1999 г., т. е. спонтанная деловая речь. Экстралингвистическим контекстом, определяющим некоторые семантические особенности лексики, является то, что между ДТП и допросами прошло полгода, оба свидетеля дают показания впервые, потерпевшая ранее допрашивалась. Речь следователя и допрашиваемых характеризуется принадлежностью к разным уровням речевой культуры: речь следователя (высшее образование) и свидетеля А (среднее специальное образование) не обнаруживает значительных и систематических отклонений от фонетических, лексических и грамматических норм языка, речь свидетеля Б (среднее образование) содержит ряд нарушений нормы, речь пострадавшей (неполное среднее образование) следует отнести к просторечию. Предметом рассмотрения является лексика физического восприятия. Языковой материал для анализа получен методом сплошной выборки из записей допросов. Восприятием, как и любым другим видом человеческой деятельности, типом состояния, ведает своя система, которая может работать в двух режимах, если можно так выразиться: 1) автоматическом, предполагающем чисто физическое, пассивное восприятие; 2) активном, когда к процессу восприятия подключается желание, потребность извлечь определённую информацию из наблюдаемых фактов. В ходе допроса следователь чаще сталкивается с первым типом восприятия событий, что вполне объяснимо непреднамеренным характером ситуации (как заявила потерпевшая на допросе, «откуда я знала, что меня собьют»). Физическое восприятие человека, к которому относится зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, локализуется в органах восприятия (глаза, уши, нос и т. д.). Ему соответствует семантический примитив – «воспринимать» [3: 42]. Основные лексические единицы восприятия – это видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, осязать [3: 8]. В записях допросов слова, относящиеся к физическому восприятию происшествия, встретились 87 раз, в том числе к возможности восприятия вообще – 3 раза (одна лексема), к слуховому восприятию – 1 раз, к зрительному восприятию – 83 раза (8 глаголов и глагольных выражений). Другие виды физического восприятия действительности в записях представлены не были. Рассмотрим собранный лексический материал, начиная с «нулевой» точки. В [3] отмечено, что помимо систем, ведающих любым видом деятельности, в человеке, как и другом живом существе, имеются определённые силы или способности, которые приводят в действие эти системы. В качестве таковых Ю.Д.Апресян называет волю и совесть: «воля, собственно, и есть способность приводить в исполнение свои желания» [3: 40]. Однако, как представляется и как в сущности отмечено у Ю.Д.Апресяна, воля начинает действовать не с иерархически первой системы человека (физическое восприятие), а со второй (физиологические состояния). Система же физического восприятия, наиболее простая и автономная, роднящая человека со всей остальной живой природой, действует помимо воли. Словом, указывающим на возможность физического восприятия вообще, безотносительно к его конкретному способу, по нашему мнению, является глагол очнуться. В СО его значения толкуется следующим образом: очнуться 1. Проснуться, пробудиться. 2. Прийти в чувство, опомниться. Мы отнесли его к лексике восприятия, так как в его значение входит необходимый семантический примитив. В нашем контексте очнуться означает «обрести возможность снова воспринимать окружающий мир органами чувств», или, используя язык толкований, очнуться – «воспринимать X Y-ом», где Х – окружающий мир, а Y – органы восприятия: Следователь: Значит какой вас автомобиль сбил вы сказать не можете да? Потерпевшая: Нет я даже не знаю|я вообще не... |я говорю я не... я очнулась только там (в больнице)... Состояние, обозначенное глаголом очнуться, можно считать «нулевой» точкой, с которой начинается восприятие. Слуховое восприятие представлено в записях одной лексемой услышать: Следователь: Момент совершения вы видели? Свидетель А: Нет самого наезда нет… Здесь вот или просто оглянулись что увидели лежит или может потом услышали так что оглянулись… Существенную особенность объекта слухового восприятия, проявившуюся и в приведённом примере, отметила Е. В. Урысон: «Когда человек слышит, он воспринимает не тот или иной аспект предмета, а нечто иное – мы слышим звуки, а они сопутствуют какому-то действию (процессу), т. е. являются скорее компонентом ситуации» [8: 6]. Охватить предмет или ситуацию в целом позволяет зрительное восприятие, представленное в материалах допросов гораздо более богато в количественном и качественном отношении. Исходя из ситуации восприятия, Ю.Д.Апресян предсказывает "тернарную оппозицию смыслов: "воспринимать” – "восприниматься” – "использовать способность восприятия” [3: 43-44], которая для зрительного восприятия воплощается в следующих глаголах, представителях каждого из смыслов соответственно: видеть – быть видным (кому-либо) – смотреть. В записях показаний были представлены все указанные смыслы, причём первый и последний - в достаточно обширных сериях глаголов и глагольных выражений: видеть – быть очевидцем – заметить; смотреть – глядеть – оглядываться – наблюдать. Не всегда можно достаточно определенно провести границу между глаголами, обозначающими активное и пассивное зрительное восприятие. Пример тому – заметить. В «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой он включён в синонимический ряд с доминантой видеть; в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в первом значении он толкуется через синоним увидеть. Однако в «Словаре синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой заметить рассматривается как глагол активного действия со значением «присматриваясь к кому-л., чему-л., обнаружить, выявить что-л.». Таким образом, перед нами, вероятно, переходное явление между глаголами активного и пассивного зрительного восприятия. Представляется, что и второе значение заметить – «отметив в уме, запомнить, обратить внимание на кого-, что-н.» (СО: 183) – содержит имплицитное указание на зрительное восприятие, поскольку соответствует нормам заметить дом, заметить улицу*, но невозможно заметить звук, заметить вкус и сомнительно заметить запах. В речи на допросах заметить во втором значении регулярно связано со зрительным восприятием: Следователь: Вы не заметили э-э-э движение было запрещено этому нрзб. (транспорту?)?.. Потерпевшая: … ети марки я не замечала / я не замечала вообще потому что мне не надо было это / я посмотрела что стоят все и всё// Как представляется, приведённое соотношение глаголов слухового и зрительного восприятия [1: 83] позволяет понять внутреннюю логику следующего факта. Известно, что в деловом языке Древней Руси для обозначения того, кто даёт показания, существовало два слова: послух – свидетель, который что-либо слышал, и видок – свидетель, который что-либо видел [4: 112]. Позднее, очевидно, под влиянием старославянского съведетель [6: 39] в русском языке значение лексемы свидетель объединило в себе смыслы вышеназванных слов. Следует отметить достаточно широко представленную синонимию глаголов и глагольных выражений со значением зрительного восприятия, что считается нехарактерным для разговорной речи, с которой ряд исследователей [5: 7] сближает устную деловую речь, отмечая, что в последней «признаки разговорности преобладают над характерными чертами книжности..., т. е. признаки стиля становятся как бы вторичными [7: 56]. Однако в записи получасового допроса свидетеля А в речи следователя имеется трёхчленный синонимический ряд видеть – быть очевидцем – заметить; в таком же по продолжительности допросе свидетеля Б в речи допрашиваемого 32 глагола со значением зрительного восприятия представляют 5 лексем или 2 синонимических ряда: видеть – замечать; смотреть – глядеть – оглядываться. Нужно отметить самостоятельность выбора глагола восприятия при описании событий свидетелями и потерпевшей. Так, в ответах свидетеля А ни разу не повторен глагол восприятия из вопроса следователя, в наиболее насыщенном лексикой восприятия допросе свидетеля Б таких повторов четыре, в допросе потерпевшей – два. Объясняется это, во-первых, специфическими для диалога эллиптическими конструкциями (см. в приведённых ниже иллюстрациях (1) первую реплику и первое предложение второй реплики свидетеля А); во-вторых, необходимостью точно, с описанием сопутствующих обстоятельств рассказать о происшествии, что обусловлено доминантой делового стиля (см. там же невозможность замены оглянулись другим глаголом зрительного восприятия без смысловой потери в описании ситуации): (1) Следователь: Момент совершения вы видели? Свидетель А: Нет// Следователь: Наезда нрзб.? Свидетель А: Самого наезда нет… Здесь вот или просто оглянулись что увидели лежит или может потом услышали так что оглянулись… (2) Следователь:…по Комсомольской в сторону рынка стояли да? Свидетель Б: Да // Комсомольская вот / и я гру вот сразу только девчонки увидели ой что-то лежит я раз тоже глянул / тока глянул / и вот этот как раз «Жигуль» сразу резко так взад… Следователь: Вы нее заметили э-э движение было запрещено этому нрзб. (транспорту?) нрзб.? Свидетель Б: А я даже не заметил// Использование участниками допросов разных глаголов со значением зрительного восприятия (см. таблицу 1) позволяет предположить их маркированное употребление. Таблица 1 №п/пЛЕ зрительного восприятияСледователь
    Свидетель АСвидетель Б
    Потерпев- шаяИтого

    1 2 3 4 5 6 7 8Видеть
    Быть очевидцем Заметить Смотреть Глядеть Оглядываться Наблюдать Быть видным16 1 9 4 -- -- 1 13 -- -- 1 -- 2 -- --15 -- 3 10 3 1 -- --5 -- 2 6 -- -- -- --39 1 14 21 3 3 1 1
    Всего326321383
    Наиболее разнообразно лексика зрительного восприятия представлена в речи следователя (6 глаголов и глагольных выражений) и свидетеля Б (5 глаголов). Однако речь следователя наряду со стилистически не отмеченными глаголами, являющимися доминантами в своём синонимическом ряду видеть, заметить, смотреть, наблюдать, содержит книжное по окраске выражение быть очевидцем и конверсив к видеть – быть видным. Речь свидетеля Б включает в себя только глаголы зрительного восприятия, причём не обязательно являющиеся доминантой в своём синонимическом ряду (глядеть). Речь остальных участников разбирательства менее богата рассматриваемой лексикой. Свидетель А и потерпевшая использовали по три глагола указанного значения, каждый из которых является доминантой в своём синонимическом ряду. Таким образом, можно сделать вывод о связи представленности лексики зрительного восприятия и уровня речевой культуры в речи следователя. Показательно распределение лексических единиц зрительного восприятия в речи участников допросов (см. таблицу 1). Наиболее частотным является глагол видеть, что связано с непреднамеренным характером ДТП. Кроме того, как представляется, видеть вообще наиболее часто употребляется для обозначения зрительного восприятия. Об употреблении глаголов смотреть – глядеть – оглядываться в речи свидетеля Б будет сказано ниже. Смотреть закономерно часто встречается в речи потерпевшей и следователя, поскольку первой по её «роли» пешехода, переходящего улицу, положено смотреть, а второму – выяснять, насколько правильно участники происшествия и свидетели выполняли свои «роли». Глагол заметить наиболее часто употребляется следователем, поскольку допросы происходят спустя длительное время после ДТП и закономерно ожидать, что свидетели расскажут не столько о том, что они видели, сколько о том, что при этом было замечено, т. е. увидено и отложено в памяти: Следователь:… вы не замечали вообще какой свет горел когда поворачивал?… Следователь:…когда вы переходили пешеходный переход с левой стороны какие машины вы ещё заметили? Таким образом, частотность употребления и распределение лексических единиц зрительного восприятия в речи участников допросов обусловлены их ролью в ситуации расследования и ДТП. Антропоцентричность языка можно понимать и в более узком смысле: как проявление в речи говорящего его личностных, профессиональных, социальных черт. В статье анализируются материалы трёх допросов. Первый и второй были одинаковыми по длительности, третий продолжался в два раза дольше, что пропорционально отразилось и на объёме расшифровок. На основе записей речи шести участников допросов проведён учёт лексики только зрительного восприятия. Статистические данные представлены в таблице 2.
    Таблица 2
    Участники
    Количество ЛЕ со значением зрительного восприятия, употреблённых на допросе
    Допрос №1
    Допрос №2
    Допрос №3

    №114136
    №263516
    Известно, что один из участников допросов - шофёр «Скорой помощи». Проведённое исследование однозначно указывает, что это второй участник второго допроса. Об этом же свидетельствует и характер лексики, которую использовал свидетель Б в своих показаниях: только в его речи имеется трёхчленный синонимический ряд смотреть – глядеть - оглядываться со значением активного зрительного восприятия, которое Ю.Д.Апресян определил как «информационное» [1: 58-59]. Соответственно, и наиболее полные сведения о дорожно-транспортной ситуации в момент происшествия получены от этого свидетеля. Анализ записей устной деловой речи (с точки зрения употребления лексики физического восприятия) позволяет сделать вывод, что с её помощью строится отдельный фрагмент картины мира – картина происшествия и в определённой мере картина его расследования. Подведём некоторые итоги. Как представляется, понятие «антропоцентричность» по отношению к языку можно рассматривать в разных аспектах. Во-первых, язык в наиболее широком смысле как основная общественно значимая форма отражения действительности, опосредованная мышлением, «подстроен» под человеческое сознание вообще. Во-вторых, если брать язык во всё более узких смыслах – от национального языка к речи конкретного человека – будет соответственно сужаться и понятие «антропоцентричность» – от отражения в конкретном языке особенностей конкретного национального сознания к проявлению в речи индивидуального сознания. Таким образом, антропоцентричность языка может проявляться двояко: 1) в статике, т. е. в устройстве языковой системы на всех уровнях; 2) в динамике, т. е. в отборе языковых единиц, исходя из конситуации, в которой находится конкретный человек. Анализ устной деловой речи на допросах показал, что наиболее активно из лексики физического восприятия используется лексика зрительного восприятия, что соответствует антропоцентрическим представлениям в языке. При этом выбор лексем связан с личностными особенностями каждой из сторон допроса и отражает характер конкретной ситуации. В нашем случае непреднамеренность восприятия определила использование в первую очередь глаголов пассивного зрительного восприятия; давность происшествия – опору на зрительное восприятие, сопряжённое с памятью; «роль» говорящего в ситуации ДТП и допроса – выбор между использованием глагола со значением активного и пассивного действия.
    Литература
    1. Апресян Ю.Д. Типы информации для поверхностно-семантического компонента модели «Смысл<=>Текст» // Избранные труды, т. 2. - М., 1995. – С. 8-101. 2. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Избранные труды, т. 2. - М., 1995. – С. 629-650. 3. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. №1. 4. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. -М., 1984. 5. Губаева Т. Протокол судебного заседания // Советская юстиция. - 1991. №9. 6. Кожин А.Н. Литературный язык Киевской Руси. - М., 1981. 7. Колтунова М.В. Какой тип речевой культуры преобладает в деловом общении // Русская речь. - 1996. №6. 8. Языковая картина мира vs. обиходные представления: модель восприятия в русском языке // Вопросы языкознания - 1998. №2. 9. Урысон Е.В. Языковая картина мира и лексические заимствования: лексемы округа и район // Вопросы языкознания - 1999. №6. * Примеры из СО.

     

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 2190 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Добро пожаловать в мир знаний!
    Скачать Самоучитель английского языка Пе...
    Секреты английских звуков Малышева Н. К.

    Местоимение All 
    Телевидение. 
    Обобщающее значение и Числовое значение 

    Насколько необходим экономический англий...
    Сочинение "Сны Раскольникова и их х...
    Немецкий язык

    Baum_American 
    a poem to practise Active and Passive ve... 
    Определённый артикль употребляется: 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта