ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 12.11.2019, 22:32

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    Развитие навыков произношения в устной русской речи в полиэтническом дошкольном учреждении

    Об этой статье мне рассказала моя приятельница, которая часто заказывает, потому что ей там очень нравится. Это прекрасная страна с чудесной природой и обычаями. Республика Башкортостан в силу своих экономических, географических, культурных условий отличается своеобразием, оно заключается в том, что в республике проживают представители разных национальностей, которые имеют свой язык, свою культуру, свои обычаи и традиции. В такой многоязычной и поликультурной среде русский язык выступает консолидирующий фактором общения. В республике функционируют полиэтнические дошкольные учреждения, где воспитательно-образовательный процесс осуществляется на русском языке. Проблема развития устной речи является одной из центральных в методике развития речи в полиэтническом дошкольном учреждении, поскольку путь к практическому овладению вторым языком, как средством общения и познания лежит через обучение речи. В теоретической литературе разграничиваются понятия «язык» и «речь», этим объясняется Исследования ученых свидетельствуют, что язык и речь едины и вместе с тем различны. Язык – это «средство общения, средство взаимного понимания, обмена мнениями, многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку. знаниями» [Кузин 1982:167], это средство общения «в возможности (потенции)» [Головин 1977:28]. Речь – это же самое средство «в действии (реализации)» [там же 1977:28]. Другими словами, язык реально существует только в речевой деятельности, когда мы производим речевые действия с использованием языковых средств и правил, речь – это действующий язык в процессе говорения. Язык и речь имеют много общего. Во-первых, и язык и речь неразрывно связаны с мышлением. Психологи подчеркивают: «Человеческое мышление, в каких бы формах ни существовало, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью» . Благодаря речи люди передают друг другу то, что отражается в их головах, то, о чем они думают, над чем размышляют, при этом речь является не только способом реализации своих мыслей или понимания мыслей других людей в процессе общения, она является способом понимания и самого себя (своих мыслей, чувств, стремлений). Связь мышления со словом сохранятся в любом случае – выражает ли человек свои мысли или думает про себя. «В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что, человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено» [Кузин 1982:149]. Поскольку язык и речь находятся в органической связи с мышлением и в основе развития мышления лежит устная речь детей, их речевая деятельность в процессе общения, невозможно развивать речь детей, не развивая их мышления. Следовательно, развивать речь детей значит, как отмечает К.Д.Ушинский, «развивать в нем прежде всего мыслящую способность» [Ушинский. 1949:19]. Во-вторых, язык и речь существуют только в условиях человеческого коллектива, т.е. они неразрывно связаны с обществом и выступают «орудием общения, осуществляя таким образом коммуникативную функцию» [Кодухов 1987:21]. В связи с тем что язык и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены, их нельзя отрывать друг от друга, но вместе с тем нельзя забывать и об их различиях. Язык и речь различаются прежде всего формой существования. Так, под языком А.Р.Лурия подразумевает «сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы [Лурия 1979:28]. Иными словами, язык – это система сложных знаков, которые соотнесены с предметами и явлениями объективной действительности. Речь – реальное функционирование языковых знаков, «Процесс пользования языком, т.е. процесс общения, обмена мыслями, взаимного понимания» [Кузин 1982]. Не одинаковы условия развития языка и речи. Язык – это явление общественное и социально-историческое, неразрывно связанное с обществом, он развивается и изменяется вместе с обществом и не зависит от отдельного человека. А речь – явление индивидуально-психологическое, она создается каждым говорящим в отдельности и представляет собой динамическое единство «языкового правила» (анализа) и «речевого действия» (имитации) [Артемов 1969: 206]. Правильность речи, ее качество овусловлены словарным запасом говорящего, знанием правил. Процесс развития речи как психолого-педагогический процесс связан с усвоением каждым отдельным человеком языковых средств: лексического богатства, звукового и грамматического строя языка. Овладение речью возможно лишь при комплексном усвоении языковых средств и коммуникативных единиц: с одной стороны, усваиваются языковые явления, закономерности языка, а с другой – происходит научение речи, овладение механизмом порождения речи, в котором грамматические, лексические и фонетические компоненты функционируют в тесной взаимосвязи. Развитие речи дошкольников реализуется в речевом общении в устной форме речи. Устная речь имеет специфические особенности. Она осуществляется с помощью звуков, рассчитана на продуцирование и слуховое восприятие, т.е. предполагает наличие говорящего и слушающего, которые в процессе общения видят и слышат друг друга. Устная речь спонтанная, характеризуется высокой степенью автоматизма речевых навыков, отсутствием возможности для обстоятельного обдумывания. В ней наблюдается стремление к экономному использованию языковых средств, употреблению преимущественно разговорной лексики, неполных предложений, присоединительных и вставных конструкций, вводных слов и т.д. Кроме того, устная речь эмоциональна, чему способствуют такие выразительные средства, как интонация, мимика, взгляд и т.д. Именно речевое общение в полном его виде – «говорящая» и «слышимая» речь преобладают по удельному весу, занимаемому в бюджете времени, отводимого носителем языка на речевое общение, над письменной речью» [Розенталь 1977:15]. При развитии русской речи необходимо уделять внимание развитию устной речи, поскольку она «является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи» [Ушакова 1996: 43]. В понятие «устная речь» вкладывается определенное содержание: устной речью принято считать устную коммуникацию. Цетлин В.С. высказывает иную точку зрения: «Не следует смешивать устную работу с устной коммуникацией. Произношение слов, фраз – это устная работа, но не устная коммуникация. Устная коммуникация, помимо воспроизведения заученного, имеет другие черты, в частности, умение извлечь языковой материал из памяти, умение самостоятельно комбинировать его для выражения мыслей, умение понимать собеседника и взаимодействовать с ним» [Цетлин 1970]. При этом устная речь развивается в продуктивно-творческой деятельности, т.е. при построении детьми собственных связных высказываний. Одним из необходимых признаков правильной устной речи является ее соответствие произносительными (фонетическим) нормам изучаемого языка, поскольку неправильное произношение того или иного звука или предложения искажает речь, затрудняет ее понимание, вызывает нарушение процесса общения. Слабое развитие фонетических навыков влияет не только на собственную речь говорящего, но и ведет к непониманию им правильной речи собеседника. Для формирования правильного звукового оформления речи в условиях интерференции родного языка необходимо выработать у детей внутренний контроль за свом высказыванием. Механизм этого контроля описан психологом Н.И.Жинкиным. В процессе приема речи в памяти накапливаются эталоны (слуховые образцы слов, соответствующие норме произношения), и ребенок в силу своего подражания повторяет их. Вначале речедвижения его могут быть неправильными, но сравнение с эталоном дает ему возможность учитывать допущенные в речи недочеты, для исправления которых мозговой центр направляет команду речевому органу изменить свое положение. Вновь произнесенное слово еще раз сравнивается с эталоном и снова посылается соответствующая команда речевому органу. Команды посылаются до тех пор, пока речедвижение не будет согласовано со слуховым эталоном. «Так образуется кольцо, по которому в одном направлении идут импульсы от центра к периферии и от нее к центру (функционируют, следовательно, обратные связи). Этим обеспечивается автоматическое регулирование движений органов речи согласно заданной норме». [Жинкин 1966:20]. Поскольку правильность фонетических навыков зависит от эталона, т.е. от того, насколько правильно создан слуховой образ слова или предложения, необходимо создание постоянного эталона, что можно осуществить с помощью интересных и доступных для детского восприятия материалов с самыми различными способами: через специальные дидактические игры, упражнения и посредством проговаривания в игровых ситуациях рифмовок, стихотворений, чистоговорок, поговорок, считалок, загадок, стихов. Овладение произношением предполагает, наличие навыков правильного произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в составе слов, соблюдение норм интонаций в предложениях и словесного ударения. Процесс обучения правильному произношению целесообразно осуществлять в следующем порядке: -подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи, включающий подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания; -произношение воспитателем определенного звука и объяснение его артикуляции, воспроизведение этого звука детьми вслед за воспитателем; -прослушивание слогов, слов и словосочетаний в произнесении воспитателя, воспроизведение их детьми вслед за воспитателем. При овладении фонетическими нормами русского языка больших усилий требует приобретение навыков постановки правильного ударения. Обучение правильному ударению должно опираться, с одной стороны, на отчетливые слуховые ощущения, а с другой стороны, на отчетливые двигательные ощущения. При выполнении фонетических заданий на усвоение норм русского словесного ударения целесообразно использовать в дидактических играх наглядность, что развивает слуховое восприятие ударного слога, способствует правильному употреблению слов в речевом потоке. Для выработки навыков постановки словесного ударения наиболее эффективны такие упражнения: ударение на первом слоге в двух- и трех сложных словах; выделение ударного слога и т.д. Обучение интонации является одним из самых сложных моментов в работе над произношением. Оно осуществлялось в специальных упражнениях, в процессе которого дети овладевают навыками правильной интонации повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях. Работу над интонацией всех видов предложений необходимо проводить только при прослушивании стихотворений, упражнений, рассказов, в ситуациях общения и т.д. Такого рода задания, направленные на усвоение интонационных норм, заключаются не только в слушании, но и предполагают активную работу по воспроизведению интонации, выработке правильных интонационных навыков. Совместное выполнение упражнений помогает ребенку ставить логическое ударение, повышать и понижать тон, делать смысловую паузу, способствует овладению нормальным темпом русской речи. Таким образом, развитие произносительных навыков в устной русской речи в полиэтническом дошкольном учреждении – процесс очень длительный, требующий тщательной и постоянной работы. Поэтому внимание специалистов по дошкольному образованию к произношению детей никогда не должно ослабевать, важно ежедневно привлекать наглядный материал для организации специальных фонетических игр в течение 2-10 минут на занятиях по развитию речи. Один раз в месяц необходимо проводить комплексные занятия, целиком посвященные звуковой культуре речи.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (13.04.2010)
    Просмотров: 3269 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. Англ...
    CW vsWC. Принцу Уильяму опять пришлось п...
    И снова осень...

    Местоимение Other 
    Местоимения None of 
    My Room 

    Рекомендованная литература для обучения ...
    Тесты по английскому языку
    Английский язык для школьников №16

    Л.Е. КЕРТМАН ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ И КУЛЬТУР... 
    Классификации научного знания. 
    JIM, WHО RАN АWАУ FROM HIS NURSE, AND W... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта