ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Среда, 20.11.2019, 15:41

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, которого заинтересовало http://www.kostar.ru/, потому что он хочет построить дом для своих родителей. Он узнал цены, условия, и его все полностью устроило. Строительство уже начато. Системный подход к изучению лексики ставит на повестку дня описание лексической системы языка в учебных целях. Сущность учебной лексикографии как самостоятельной лингводидактической дисциплины заключается во взаимосвязи лингвистики и методики. В 70-х годах было выдвинуто более расширенное понимание учебной лексикографии, учитывающее ее тесную взаимосвязь с методикой преподавания русского языка. Л.А.Новиков характеризует учебную лексикографию как лексикографию меньших форм и большей обучающей направленности [7: 11]. Отмечаются такие особенности учебных словарей, как их методическая направленность и ориентированность на возраст обучаемых, цели и этап обучения; целенаправленный отбор языкового материала; зависимость типов учебных словарей, их структуры от описания различных аспектов лексики. Более широкое понимание содержания термина «учебная лексикография» находим у В.В.Морковкина, который определяет ее как «лингвометодическаую дисциплину, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты описания лексики в учебных целях» [6]. В рамках учебной лексикографии решаются следующие проблемы: а) теория и практика создания учебных словарей; б) теория и практика создания лексических минимумов; в) теория и практика учебной лексикостатистики; г) теория и практика создания учебных пособий по лексике идеографического типа; д) теория и практика презентации и семантизации лексики в словаре учебника [6]. Теория учебной лексикографии получила дальнейшее развитие в трудах многих лингвистов и методистов: П.Н.Денисова, Л.А.Новикова, Ф.П.Филина, Ф.П.Сороколетова, В.В.Морковкина, А.Е.Супруна, Л.Г.Саяховой и др. Параллельно с понятием «учебная лексикография» уточнялся и термин «учебный словарь», который сейчас определяется как «лексикографическое произведение любого жанра и объема, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка как средства передачи своих и восприятия чужих информационных состояний» [6: 9]. Как любое другое лексикографическое произведение, учебный словарь выполняет определенные функции. Определяя их, П.Н.Денисов пишет: «Учебным словарем мы считаем лишь такой словарь, в котором минимальная лексическая система, составляющая его словник, в состоянии выполнить 4 функции: учебную, систематизирующую, справочную и нормативную» [3: 210-211]. Выполнение всех присущих учебному словарю функций возможно только при соблюдении определенных требований, предъявляемых к словарю. По мнению А.К.Сулеймановой, «учебный словарь должен отвечать следующим требованиям: 1) однородность лексического состава (заголовочными единицами словаря могут быть только однородные объекты); 2) полнота (лексика словаря должна по возможности полно отражать какой-либо класс объектов, лексику какого-либо подъязыка и т.п., т.е. содержать наиболее информативную, значимую лексику); 3) равномерность описания (объекты лексикографического описания должны быть проанализированы с одинаковой степенью подробности, равномерно); 4) различимость семантических объектов; 5) истинность содержащейся в словаре информации; 6) быстрота и легкость нахождения необходимого лексического объекта и получения необходимой информации» [9: 57]. Чрезвычайно важной при составлении лексикографического пособия является проблема отбора лексики. Четкая система критериев отбора лексики была разработана в трудах Л.В.Щербы, И.В.Рахманова, П.Н.Денисова, В.В.Морковкина, Ю.А.Сафьяна и многих других исследователей. Общепризнанным принципом научного отбора лексики является лингвостатистический анализ лексических единиц выбранных источников, при котором анализ функционально связанного текста начинается с составления списков всех содержащихся в исследуемом языке науки лексем, расположенных в порядке убывания их частотности. Принцип частотности оценивается как самый надежный и объективный в работах Л.Н.Засориной, Э.А.Штейнфельдт, Ю.А.Сафьяна и других исследователей, использующих этот принцип применительно к отбору лексики для словарей. Этот принцип позволяет выявить частотное ядро лексического минимума, что сближает принцип частотности с принципом минимизации языка в учебных целях. Минимизация, т.е. сведение к определенному количественному минимуму словарного состава языка, и компрессия, т.е. «сжатие» с сохранением основных качественно-структурных и семантических характеристик лексической системы, - это задачи наиболее традиционные в методике обучения русскому языку. Лексические минимумы определяются специалистами как «наибольшие в количественном отношении совокупности элементов языка, свойств этих элементов и правил их функционирования, которые при совмещении образуют уменьшенный аналог языка (его модель), сохраняющий в заданных пределах способность выполнять определенные функции, свойственные языку в целом или какой-то его разновидности» [5: 98]. В лексическом минимуме предлагаются только те единицы, которые необходимо усвоить на определенном этапе обучения. По мнению П.Н.Денисова, в лексический минимум отбираются, как правило, «максимально полезные лексические, грамматические или страноведческие факты, которые позволили бы за минимальное время вооружить учащихся максимально полезными для него знаниями, навыками и умениями» [2: 146]. При составлении словника учебного словаря большую роль играет также принцип необходимости и достаточности. Соблюдение этого принципа позволяет включать в учебный словарь такие единицы, которые имеют малую частоту употребления, однако несут большую смысловую нагрузку, обладают большой информативностью и необходимы для понимания функционально связанного текста. Поскольку речь идет об учебных словарях, то одним из основных принципов отбора лексики становится принцип учебно-методической целесообразности. Этот принцип позволяет опустить некоторые семантически близкие языковые единицы при большом разнобое в их грамматической характеристике и, наоборот, оправдать включение в минимум больших групп близких по значению лексем и структур, обладающих единством морфологической и синтаксической характеристик. Важным при составлении учебного словаря является также принцип системности. Системность предполагает тематическую связанность всех отобранных лексических единиц, представляющие собой иерархически подобранные тематические группы, которые характеризуются различными типами отношений. Важную роль в отборе лексики для учебного словаря играет принцип коммуникативной ценности, тесно связанный с принципом сочетаемости. Реализация этого принципа заключается в том, чтобы отобрать такие лексические единицы, которые характеризовались бы широкими сочетательными возможностями. Использование всех этих принципов при отборе лексических единиц в учебный словарь позволит достаточно объективно определить объем словника, оптимизировать его. Основное требование, предъявляемое к словарям учебного типа, заключается в том, чтобы представить важнейшие аспекты лексикологии в доступной для учащихся форме. Объем учебного тематического словаря (7-10 тысяч слов) соответствует нормам словарного запаса учащихся и предполагает включение только общеупотребительных слов. В соответствии с данными требованиями и с учетом выполняемых функций в русской учебной лексикографии разрабатываются различные типы словарей: фразеологические, картинные, частотные, синонимические, антонимические, этимологические, словообразовательные, терминологические, тематические и т.п. Тематический принцип организации учебного лексического материала как более всего отвечающий коммуникативной направленности обучения русскому языку ставит на повестку дня проблему создания учебного тематического словаря. Тематический словарь представляет собой перечень тематически сгруппированных слов с переводом на один или несколько иностранных языков или (значительно реже) вообще без перевода. Небольшой объем, обычно не превышающий 10 - 12 тысяч слов, предопределяет включение в словарь только общеупотребительных слов. В некоторых словарях слова сопровождаются указаниями на особенности их употребления. В тематическом словаре в основе классификации лексики лежит сфера общения, возможная тематика общения. Здесь представлена прежде всего речевая системность, объектом описания в нем являются тематические группы (тематические объединения слов), а источником отбора лексики служит речевой материал, т.е. тематические высказывания и тексты, из которых тематическая лексика вычленяется на основе ее функционирования в рамках данной темы и смысловой связи с ней. Причем смысловая связь тематических групп предполагается на уровне не только лексического значения, но и самых общих представлений о соотнесенности данных лексических единиц с той или иной темой. Из этого вытекает, что тематический словарь является словарем активного типа. Его назначение - предоставить лексический и отчасти лексико-грамматический материал (слова, значения слов, словосочетания и типичные фразы-клише) для осуществления речевой деятельности в пределах отраженной в словаре тематики общения. Словарь позволяет моделировать будущую речевую деятельность обучаемых, т.е. определить сферы речевой деятельности, выделить основные темы и ситуации, соответствующие конечным целям обучения, с последующим отбором языковых средств, достаточных для общения в этих сферах. Коммуникативная направленность тематического словаря обеспечивается также его комбинированным, комплексным характером: в нем отражаются парадигматические связи языка в рамках тематической общности (лексико-семантические, синонимические, антонимические), синтагматические связи (представление опорных тематических слов в типичных словосочетаниях); тем самым он оказывается ориентированным и на функциональные связи в процессе речевой коммуникации. Организуя учебный лексический материал в рамках ситуативно-тематической ограниченности в системе языка, тематический словарь в определенной мере способствует осуществлению взаимосвязи системного и коммуникативного принципов в описании лексики русского языка в учебных целях. Разработка учебного словаря данного типа, по мнению Н.М.Шанского, «предполагает прежде всего четкое определение темы как лингводидактической категории, создание научно обоснованного минимума тем и ситуаций, объективно отражающих наиболее актуальные сферы речевой деятельности учащихся» [10: 16]. Н.М.Шанский отмечает также, что «объективное расчленение лексики на тематические группы вызывает значительные трудности» [10: 16]. На эти трудности указывал еще Л.В.Щерба. По его мнению, взаимосвязи слов-понятий, на которых только и следует строить их классификацию, «должны быть представлены такими, как они конкретно существуют в данном коллективе, определяя его речевую деятельность (коммуникацию)» [11: 292]. Первым опытом создания тематического словаря русского языка является «Тематичен русско-български речник» К.Бабова и А.Выргулева. В этом словаре авторы производят тематическое разбиение 25тысяч русских слов и выражений и группируют их вокруг восьми больших тем: «Человеческое общество», «Человек», «Жилище», «Забота о человеке», «Экономика», «Просвещение и культура», «Физкультура и спорт», «Природа». Наиболее широкий охват тематики речевой деятельности и возможность более полного извлечения тематической лексики можно наблюдать в серии тематических словарей Л.Г.Саяховой, Д.М.Хасановой: «Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы» (1976, 1984), «Учебный тематический словарь русского языка» (1977), «Иллюстрированный тематический словарь русского языка» (1989), а также «Русско-башкирский иллюстрированный тематический словарь» Саяховой, Ураксина, Хасановой (1989) и «Тематический словарь русского языка» Саяховой, Хасановой, Морковкина (2000). Составлением подобного типа словарей в Республике Саха (Якутия) занимается В.Н.Данилов. В двух его словарях («Русско-якутский систематизированный словарь» и «Русско-якутский тематический словарь») все слова объединены по частям речи, которые, в свою очередь, собраны по разделам, темам. В тематическом словаре содержатся наиболее употребительные слова русского языка. Общее количество слов соответствует норме словарного запаса учащихся за курс средней школы - более 7000 слов. Имена существительные даны здесь по 32 темам: «Неживая природа», «Растительность», «Животные», «Птицы», «Человек» и т.д. В.Н.Данилов считает, что «такая группировка слов полезна для правильного понимания смысла слов, прочного запоминания и употребления их в речи. Перечитывая слова одной темы или подтемы, а также выполняя различные упражнения, можно повторять ранее усвоенное, лучше запомнить новые слова, научиться применять их в связи с другими словами в живом общении» [Данилов, 3]. Внутри тем и подтем этого словаря слова приводятся в алфавитном порядке. Как исключение, некоторые ряды слов даются не по алфавиту, а по восходящей группировке (например, воинские звания - от солдата до маршала, «Меры времени» и «Имя числительное» - от малых величин до крупных. Наряду с вышеперечисленными словарями тематической направленности следует отметить также «Тематический русско-таджикский словарь» К.И.Садыковой, «Картинный русско-эстонский словарь» З.Дормидонтовой. Необходимость создания тематического словаря на материале русско-национальных языков отмечалась не раз [8: 3]. Создание такого словаря органически подготовлено достигнутым уровнем развития науки о языке, а также отвечает насущным общественным потребностям, которые выдвигает как практика обучения русскому языку как родному, так и практика обучения активным видам речевой деятельности на русском языке как неродном. Идея тематической систематизации словарного состава языка как нельзя лучше отвечает общему направлению современной лексикологии и учебной лексикографии - идти от смысла к способам его выражения в языке - и современной методики - исключительному вниманию к активному аспекту овладения языком. Тематический словарь позволяет реализовать весьма перспективный путь отбора учебного языкового, главным образом, лексического материала, состоящий в предварительном выделении основных тем, смыслов, ситуаций, соответствующих конечной цели обучения, с последующим определением и отбором языковых средств, необходимых для осуществления речевой деятельности в заданных темах и ситуациях. Литература 1. Данилов В.Н. Русско-якутский тематический словарь. - Якутск, 1988. 2. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. - М., 1974. 3. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы её описания. - М., 1993. 4. Морковкин В.В. Учебная лексикография как особая лингвометодическая дисциплина // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М., 1977, с. 28-37. 5. Морковкин В.В., Сафьян Ю.А., Степанова Е.М. и др. Лексические минимумы современного русского языка / Под ред. В.В. Морковкина. – М.,1985. 6. Морковкин В.В. Основы теории учебной лексикографии / Дисс. … докт. филол. наук в форме научного доклада. - М., 1990. 7. Новиков Л.А. Учебная лексикография и её задачи // Вопросы учебной лексикографии / Под ред. П.Н. Денисова и Л.А. Новикова.- М., 1969, с.3-11. 8. Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М. Учебный тематический словарь русского языка. - Уфа, 1977. 9. Сулейманова А.К. Лингводидактические основы комплексного учебного тематического словаря генеративного типа (на материале терминосистемы «Бурение нефтяных и газовых скважин») / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. - Уфа, 1999. 10. Шанский Н.М., Быстрова Е.А. Лексикофразеологическая система и учебные словари русского языка для национальной школы // Русский язык в национальной школе. - 1976 - №2. 11. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.- Л., 1974.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 10204 | Рейтинг: 2.3/3 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Английская школа снова приглашает в чайн...
    Кузовлев В.П. Домашняя работа по английс...
    С днем весны и труда!

    Too many words 
    Вспомогательные глаголы 
    My Room 

    Разнообразное использование английского ...
    Английская транскрипция
    Презентация по английскому языку

    Аполлова М. А. Specific English (Граммат... 
    Alcott_Little_Women 
    LONDON TODAY 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта