Говорят, что добрыми намерениями устлана дорога в ад. Относительно
воспитания детей это абсолютно верно. Очень часто родители, которые исходят из
принципа «Нет кнуту!», попадают в такие ситуации.
Ребенок стал ходить. Естественно он с бешеной энергией осваивает и
изучает мир. Он видит, что родители нажимают кнопку на телевизоре, чтобы его
включить. Он тоже пытается это сделать. Но слышит грозное: «Нет!». Естественно
он не хочет подчиняться этому приказу и проверяет, действительно ли это «нет!»
является «НЕТ!».
И как только его отводят от телевизора, он тут же стремглав бежит
к нему и пытается нажать кнопку. Его опять отводят от телевизора, повышенным
тоном пытаясь ему внушить этого не делать. Но все равно, как только у ребенка
появляется возможность, он опять направляется к нему.
Родители из-за этого находятся в шоке, так как понимают, что не в
состоянии контролировать годовалого ребенка. И они с ужасом думают о том, что
же будет в дальнейшем, если уже в год он успешно игнорирует их запреты. И если
родители считают, что порка не метод, для того, чтобы отвратить его от
нажимания кнопки, то они приносят колоссальный вред самому ребенку и напрочь
портят свои нервы.
Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности.
С.Смайлс.
У многих родителей так начинается горькая история безуспешной
борьбы за контроль над «кнопкой», иной раз на всю жизнь. Очень скоро ребенок
найдет еще одну «кнопку», котораяприведет в действие сложный механизм гнева, растерянности, беспокойства
и бессилия у родителей. А потом, когда он поймет свою безнаказанность, он
каждый день будет находить новые «красные кнопки» и с удовольствием наблюдать -
как родители мечутся, подпрыгивают и рвут себе на голове волосы.
Выход из подобных ситуаций один – принять решение, что если
прежняя политика завела в тупик, то надо быть твердым в своем решении изменить
положение дел. Если родители последовательны в своих действиях, направленных на
коррекцию поведения своего ребенка, то он будет вынужден будет подчиниться им.
И через некоторое время то, что от него требуют родители, станет восприниматься
им как вполне нормальное, не вызывающее сопротивления.
Поэтому определенная жесткость в следовании своим воспитательным
установкам, полезна не только матери, облегчая ей жизнь и воспитание ребенка,
но и самому ребенку, который получает критерии поведения, к которым привыкает и
которые потом будет считать вполне естественными. А это поможет ему во взрослом
мире легко и спокойно, без внутреннего протеста, принимать общественные
ограничения или же накладывать на себя собственные самоограничения как
необходимые и неизбежные.
Научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без
личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для
общества – очень сложная задача. Даже нам, взрослым людям, это сделать очень
трудно.
Если что-то опасное ребенку делать нельзя, то это нельзя делать
НИКОГДА. Если ребенку нельзя что-либо делать из-за того, что он еще маленький и
глупенький – то это нельзя до тех пор, пока он не повзрослеет. Но он должен
четко знать, что когда вырастет и научится быть осторожным, то запрещенноеделать ему станет можно.
В этом случае, когда наконец-то наступает время отмена запрета, его надо
подготовить к нему. Надо объяснить, что он уже вырос, что теперь он может это
делать, так как стал более ответственным.