К каким общественно-полезных дел следует привлекать современную молодежь
Чтобы влиять на нее и формировать те человеческие качества, которые необходимы в жизни, которые помогут ей реализовать свои человеческие качества и обогатиться опытом общественной жизни, совместной работы? Таких дел может быть множество и на разную тематику ...
Это и сохранение растений как наиболее ценного и прекрасного на Земле, и помощь обездоленным, которые в силу определенных обстоятельств не могут чувствовать себя полноценными людьми, и помощь государственным органам в воспитании полноправного, законопослушного гражданина. Помощь людям с ограниченными возможностями, социализация в общество, адаптация к нормальной жизни и возрождения в них чувство равноправия со всеми нами - может стать одним из важнейших направлений проектов на тему "Молодежь помогает".Предложите школьникам принять участие в сохранении богатств природы, постоянно страдают от разрушительного влияния цивилизации. Реализуйте проекты "Сохраним елку!", "Мы - дети природы", "Наша река - наша душа", "Защитим и приумножим зеленое богатство нашего края", "Источник - мир красоты".Здесь можно и восстанавливать зеленые насаждения, очищать реки, источники, фиксировать и приумножать растения, занесенные в Красную книгу. Но это может быть и сбор макулатуры, и очистка пригородных зон отдыха от бытового мусора, и рейды-проверки соблюдения санитарных требований жителями населенного пункта.
Кто может управлять проектами? Любой, при условии, что ему не безразличны судьба нашей планеты, окружающей среды, условия проживания социально незащищенных людей. Присоединиться к реализации проектов по этому направлению могут работники эколого-натуралистических центров, дома детского и юношеского творчества, дома природы, социальные службы, студенты, учителя биологии, воспитатели, родители, представители отделов семьи и молодежи в регионах и т.д. Проекты по этому направлению могут быть предложены органам местного самоуправления и государственного управления для совместной реализации.
Продолжительность проектов определяется сложностью их выполнения и количеству привлеченных средств и участников. Это могут быть одноразовые акции (до недели) или тщательно спланированные проекты, которые будут иметь системный характер и станут традиционными. Оптимальный срок кратковременных проектов - 7-14 дней.
Следующие проекты апробированы в разное время в разных учебных заведениях Украины. Они помогли многим детям и молодежи приблизиться друг к другу. Ведь общаясь, каждый из них нес другим радость помощи и общения.
ПРОЕКТ "ЕСЛИ НЕ ТЫ, ТО КТО?"
Дети с ограниченными возможностями - так сейчас называют детей-инвалидов. У каждого из них своя боль и свое горе. Чем провинились они перед обществом и людьми? Разве они виноваты, что через определенное стечение обстоятельств у них отобрано радость полноценной жизни? Кто их жалеет, а кто проходит мимо, оставляя наедине с собственными проблемами. Как помочь таким детям? Какую помощь детям-инвалидам могут предоставить их ровесники? Как показывает практика, наиболее эффективной помощью является та, что связана с постоянным общением сверстников. Дети с ограниченными возможностями не хотят, чтобы их жалели, они стремятся быть в коллективе, жить проблемами коллектива, чувствовать, что они также могут принести пользу кому. Принять их в нашу жизнь, дать возможность выйти за границы обыденного равнодушия, подняться над бытовыми мелочами - не является самым важным помощью тем, кто нуждается!
Цель - привлечь школьников к волонтерской деятельности через помощь детям с ограниченными возможностями.
Задачи проекта:
* Изучить положение детей с ограниченными возможностями в населенном пункте;
* Исследовать, как проблемы детей с ограниченными возможностями решаются в Украине, странах Европы;
* Проинформировать жителей населенного пункта, микрорайона о проблемах детей с ограниченными возможностями;
* Создать школьный волонтерский центр для помощи детям с ограниченными возможностями.
Исполнители проекта: ученики 8-11-х классов, учителя, социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы.
При условии успешной реализации проекта учащиеся получат такие знания, умения и навыки:
* Научатся проводить социологические исследования;
* Изучат законодательную базу по социальной защите детей с ограниченными возможностями;
* Будут уметь сотрудничать с органами государственной власти;
Срок исполнения: от 3 до 6-ти месяцев.
Ресурсы: бумага, видео или фото-съемочная аппаратура, компьютерная техника, краска для принтера, клей (скотч), ватман, фломастеры, канцтовары.
Методические рекомендации для участников проекта
Инициатор проекта проводит социологический опрос, целью которого является определение круга потенциальных участников волонтерского движения и осознание ими актуальности проблемы помощи детям с ограниченными возможностями. После формирования инициативной группы по созданию волонтерского отряда следует сообщить о своих намерениях администрации школы, местным социальным службам. Познакомьте с темой, целью и задачами проекта можно больше школьников своей школы.
Проект требует особого отношения к участникам проекта, поскольку большинство семей, где есть дети с ограниченными возможностями, стараются вести замкнутый образ жизни, добровольно ограничивают себя в контактах с другими. Для налаживания контактов с такими семьями надо подготовить как учеников, так и учителей.
С помощью социальной службы, администрации школы необходимо составить списки детей с ограниченными возможностями. Если проект проводится в районе - то надо привлечь к составлению списков районные органы социального обеспечения, которые обладают такой информацией. Возможен вариант, когда городок или поселок небольшой, учащиеся-волонтеры сами собирают информацию, используя материалы анкет, социологических опросов.
Важным аспектом является планирование деятельности волонтерской группы, где следует учитывать сроки, распределение обязанностей между участниками, спланировать конкретные действия.
На уроках основ правоведения целесообразно рассмотреть вопрос законодательного обеспечения этой проблемы. Предложите ученикам подобрать нормативные материалы, регулирующие в правовом поле проблему детей с ограниченными возможностями. По необходимости можно провести «круглый стол» на тему «Законодательство о детях, нуждающихся в помощи» и т.д. Чтобы выявить отношение окружающих к этой проблеме, следует провести социологический опрос и обработать полученные материалы.
Работа с детьми с ограниченными возможностями можно начать с индивидуальных бесед, посещений семьи. Затем предлагается совместная деятельность детей, учащихся-волонтеров, учителей, родителей.
Основными видами деятельности могут быть: совместное обучение, организация досуга, решения бытовых проблем, привлечение к клубной деятельности, спортивные соревнования, олимпиады, конкурсы, турниры.
Одним из путей сотрудничества может стать использование компьютерного класса школы, где в выходные или после уроков дети с ограниченными возможностями вместе с учениками-волонтерами будут изучать основы компьютерной грамоты и овладевать способами поиска информации с помощью Интернета и т.д.
Итоги проекта должны подводиться поэтапно. На каждом этапе нужно анализировать ход выполнения задач, вносить в них коррективы по необходимости, отмечать успешные мероприятия и те, которые нуждаются в коррекции и совершенствовании.
|