С момента своего рождения человек познает окружающий мир, учится узнавать предметы, соотносить их друг с другом, делать обобщения, учится обрабатывать и запоминать значительное количество информации, выражать результаты своей познавательной деятельности с помощью языка. В результате у человека формируются общие понятия, которые затем объединяются в систему знаний о мире. Эта система состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции, сформированных различными способами (для обозначения системы знаний в когнитологии используется также понятие «концептуальная картина мира», а для отдельных ее частей - понятия «концептуальная область, сфера» или «концептосфера»: концеп- тосфера человека, концептосфера языка, национальная концептосфера и т.д.). Концепты представляют собой те идеальные, абстрактные еди-ницы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления. Они отражают содержание полученных знаний, опыта, результатов всей деятельности человека и результаты познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов» знания. Человек мыслит концептами. Анализируя, сравнивая и соединяя разные концепты, в процессе мыслительной деятельности, он формирует новые концепты как результаты мышления. Концепт - это оперативная содержательная единица мышление , единица, или квант структурированного знания (см.: Кубрякова и др 1996: 90). Понятие «автомобиль» включает такие признаки, как «транспортное средство», «перевозка», «колеса», «двигатель». В то же время аналогичный концепт может включать и такие признаки как: «бензин», «водительские права», «автоинспекция» и т.д. Понятие - это рациональный, логически осмысленный концепт. Оно возникает на основе выделения и осмысления существенных характеристик предметов и явлений. Концепт - результат когниции. Другими словами, различия между понятием и концептом обусловлены сами различием теоретического и обыденного познания - познания и когниции. Разнообразие форм обыденного познания (когниции) определили разные способы формирования концептов в сознании человека: • на основе чувственного опыта, т.е. в результате восприятия окружающего мира непосредственно органами чувств: через зрение, слух, обоняние, осязание. • на основе экспериментально-познавательной и теоретико- познавательной (научной) деятельности: физические, химические, психологические, лингвистические и другие эксперименты, математические решения, изучение значений слов и грамматических форм по словарям и справочным пособиям; • на основе мыслительной деятельности, т.е. в результате рассуждений, умозаключений, выводов, на основе мыслительных операций с уже известными концептами; • на основе вербального и невербального общения, когда один человек передает, сообщает, разъясняет другому человеку какой- либо концепт с помощью языковых средств или других средств общения: жестов, условных знаков, пантомимы и т.д. Эти способы часто дополняют друг друга. Более того, формиро-вание наиболее полноценного знания возможно лишь в результате сочетания разных способов: и чувственного созерцания, и предметной деятельности, и осмысления, и языкового общения. В психологии концепты часто различаются по степени конкре! ности - абстрактности. Конкретные концепты (такие, как: «стул? «стол», «чашка», «ложка», «ручка», «книга», «тетрадь», «холодный» «горячий», «горький» и подобные) сохраняют преимущественно чувственный, эмпирический характер и потому легко опознаются относительно легко различаются и классифицируются. Абстрактные концепт (управление, демократия и подобные), как уже отмечалось выше, труднее поддаются описанию, их не так легко классифицировать. Наличие абстрактных концептов у человека определяет принципиальное отличие его мышления от мышления животных, которые тоже мыслят концептами, но их концепты имеют конкретно-чувственную природу. Концепты служат основой формирования классов и категорий. Одним из основных инструментов познания, концептуализации и категоризации окружающего мира является язык. В языке концепт может быть вербализован отдельными словам! и словосочетаниями, фразеологическими единицами, предложения ми и целыми текстами. Для передачи конкретного концепта, связав ного с устойчивым чувственным образом, достаточно значения oтдельного слова, которое активизирует данный образ, например: яблоко, дом, стол, ручка, тетрадь и т.п. Абстрактные концепты часто требуют развернуты < описаний - научных или словарных дефиниций, текстовых иллюст< раций, например: ассортимент - наличие, подбор каких-нибудь TOBJ; ров, предметов или их сортов. Богатый ассортимент тканей (Ожеш ] Шведова 1993: 28).
|