Если ребенок устроил истерику в отделе игрушек, то
его обязательно надо наказать. Но не на «месте преступления», а пообещать
сделать это дома. Понятно, что настроение у родителей в момент истерики как раз
такое, чтобы его отшлепать по полной программе.А вот дома родители остывают и желание наказать ребенка резко снижается.
Но если он делает то, чего делать нельзя, и если ему обещано, что за это его
дома накажут, то наказание должно быть НЕОТВРАТИМЫМ.
Иные родители, услышав от ребенка какие-либо слова
обвинения, настолько жестко его наказывают («Как ты смеешь на РОДИТЕЛЕЙ
повышать голос!»), что ребенок в следующий раз поостережется высказывать свою
обиду. И она, естественно, начинает накапливаться внутри него и, в конце
концов, выплеснется в виде какой-либо болезни – психосоматоза.
Ребенок является тираном по своей сути. Он ничего
не может с собой поделать – такова его природа: двигаться в ту сторону, в
которую ему позволяют. И если родители нерешительны и непоследовательны, если
им почему-то втемяшилось в голову, что ребенку нельзя ничего запрещать, он
очень быстро сядет им на шею. И если один или несколько раз мать не сможет
настоять на своем, например, на необходимости вовремя лечь спать, то ребенок
может мучить ее несколько месяцев, добиваясь от нее тех послаблений, которые он
когда-то получал. Если же мама четко и безусловно примет решение о том, что
ребенок безусловно должен ложиться спать в установленное ею время, то она будет
поражена – насколько быстро он поймет это и подчинится.
Если уж ты хочешь наказать более менее взрослого
ребенка и при этом воспитать отвращение к пассивности, то самое лучшее
наказание для него – посадить в теплое и удобное кресло и запретить из него вставать или что-либо делать. При этом в его поле зрения не должно быть ни телевизора, ни кусочка
улицы, ему нельзя играть с игрушками и читать книги.
Активное наказание применяется на этапе приучения к
послушанию, то есть на самых ранних этапах воспитания. Оно, конечно же, бывает
нужно и потом, если ребенок совсем отбивается от рук и пассивное наказание
становится не эффективным. Но оно на этом этапе является подсобным,
вынужденным. Основным «инструментом» активного наказания является всем
известный папин ремень.
Ребенок в момент появления на свет является больше
животным, чем человеком. И все неприятности, которые возникают при его
воспитании заключаются в том, что он не знает, что для него хорошо, а что
плохо.
Говорят, что добрыми намерениями устлана дорога в
ад. Относительно воспитания детей это абсолютно верно. Очень часто родители,
которые исходят из принципа «Нет кнуту!», попадают в такие ситуации.
Опять же еще один важный аспект применения
наказания. Мы говорим о том, что если ребенок совершил что-то, что делать
нельзя, то он обязательно должен получить наказание. И это совершенно верно! Но
когда он привыкнет к тому, что если родители обещали, то они обязательно это
сделают, то можно ослабить «вожжи».
Если родители придерживаются безнасильственной
стратегии воспитания, то они вынуждены сдерживать свои эмоции. И, естественно,
такая мать будет чувствовать скрытую ярость, неприязнь к своему ребенку, что он
четко почувствует. И он, чувствуя неприятные эмоции со стороны матери
относительно себя, будет непонятно почему чувствовать себя виноватым (ведь я
ничего плохого не сделал, мне мама ничего не сказала?), из-за чего будет
страдать. Но он все равно будет продолжать делать то, что он делает, потому,
что он чувствует неуверенность матери.