Если уж ты хочешь наказать более менее взрослого
ребенка и при этом воспитать отвращение к пассивности, то самое лучшее
наказание для него – посадить в теплое и удобное кресло и запретить из
него вставать или что-либо делать. При этом в его
поле зрения не должно быть ни телевизора, ни кусочка улицы, ему нельзя играть с
игрушками и читать книги.
Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем
от природы.
Демокрит.
То принуждение, которое мы должны применять относительно ребенка,
можно назвать вынужденным. Но, естественно, оно должно быть СТРОГО
дозированным! И производиться ТОЛЬКО с любовью и такой установкой: "Мне очень
не хочется, но я вынужден это сделать - ты "заработал”!
Наказывая ребенка, всегда надо оставлять для него путь к
отступлению, возможность найти компромиссный вариант решения конфликта с
родителями: «Ты будешь стоять в углу полчаса. Если ты успокоишься раньше, то я
тебе разрешу заниматься своими делами. Если же после этого ты опять будешь
делать то, за что был наказан, ты простоишь в углу не 15 минут, а целыйчас». В этом случае у ребенка появляется
ВЫБОР: продолжать гнуть свою линию и неизбежно получить наказание или же без
потери лица воспользоваться лазейкой. И если он не пойдет на компромисс, то в
этом случае, если ты сказал, что наказание будет длиться 1 час, то оно ДОЛЖНО
длиться час. Если однажды ребенок поймет, что строгое правило родителей не
очень уж и строгое, то он будет штурмовать этот «Зимний»снова и снова, пока не добьется своего.
Воспитание - всегда чувство меры, движение по центральной оси,
когда крайние меры наказания или поощрения или не используются вообще или же
используются только в исключительных случаях. И если есть какие-то отклонения
от этой оси, то они обязательно проявятся в тех или иных поведенческих стереотипах,
которые могут привести к трагическим последствиям.
Насильственная коррекция поведения относительно ребенка даст плоды
только в том случае, если он не имеет принципиальных возражений против него:
"Конечно, ходить в школу не хочется. Но я знаю, что от этого утомительного
занятия не удастся увильнуть - все равно заставят идти. Да и обойтись без
знаний мне в жизни вряд ли удастся.”
Проблема "отцов и детей”, перед которой рано или поздно встают все
родители (она была известна даже в Древнем Риме), появляется из-за того, что
родители не понимают, что по мере взросления доза насилия относительно ребенка
должна неуклонно снижаться.
Поэтому воспитание должно быть СБАЛАНСИРОВАННЫМ, то есть сочетать и
поощрение и наказание. Ребенок должен четко уяснить связь: сделал так, как
просят родители – получи «конфетку», сделал не то – получи по попе. Процентное
соотношение «кнута» и «пряника» должноочень гибко привязываться к поведению ребенка.