ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Суббота, 18.05.2024, 17:42

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    для школьников [1507]
    Видеоматериалы к пособию "Английский для детей" [5]
    видеоуроки [6]
    Наши Будни [36]
    Слово Дня [26]
    Звуковой материал к пособию "Yummy English for Kids" [11]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » для школьников » для школьников

    Место и роль России в мировой культуре.
    Место и роль России в мировой культуре. История России за последние три века - цепь переломных критических моментов. Отсюда дискуссия о судьбе и признании России так затянулась, превратившись в никогда несмолкаемый разговор о том, кто мы такие, что делать, кто виноват и куда нам идти.
    Для европейских наций подобные вопросы звучат нелепо и не являются проблемой философского осмысления. Француз не спрашивает, что такое Франция, а англичанин не озабочен мыслью о том, что делать англичанам. Для русских эти проблемы более важны, чем вопросы о соотношении духа и материи, идей и вещей.
    В произведениях русской классической литературы вдруг на фоне каких-то впечатлений о природе ставится большой философско-исторический вопрос: для чего существует Россия, куда летит русская «Птица-тройка». Для русских поэтов в душе России скрыта какая-то тайна («Умом Россию не понять», «Но люблю тебя, Родина кроткая, а за что, разгадать не могу»). Россию любят и хотят понять, несмотря на ее нищету, сумасбродство, лень и разгильдяйство.
    Тема культуры в отечественной мысли впервые представлена в «Философских письмах» П.Я.Чаадаева. С этого времени начинается незатухающий спор о России, о ее месте в мировой культуре и о смысле ее существования в мировой истории. «Россия, - полагает Чаадаев, - оказалась за пределами западного духовно-культурного развития, с другой стороны, она не развила и традиций восточной культуры». Она создала лишь гигантскую государственность, т.е. образовала лишь материальное тело нации. «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя». Эти вопросы решались всегда в жарких спорах.
    Первым на философском уровне вопросы об отношении России к Западу, о петровских реформах как поворотном пункте в истории России, о роли православия в русской культуре поставил славянофил А.С.Хомяков. Славянофилы настаивали на принципиальной самобытности русской культуры и истории. Главной особенностью русской народной жизни Хомяков называет «соборность». Полнее всего она выражена в православии. Соборность совмещает в себе чувство свободы с пониманием необходимости. Она определяет органичную цельность народного духа в России, которой нет ни на Западе, ни на Востоке. На Западе преобладает индивидуализм, раздробленность, а на Востоке личность не выделена из общества и привыкла к деспотизму. Благодаря «доброму ядру» в народной жизни в России просвещение может быть благодетельным, тогда как на Западе ведет к росту безнравственности.
    Аспект российской самобытности в теории славянофилов был резко усилен «почвенником» Н.Я. Данилевским, отвергавшим антитезу «Восток—Запад» и развивавшим идею существования особых и самостоятельных культурно-исторических типов. При этом русская культура совместно с другими славянскими народами рассматривалась как основа нового, формирующегося и переходящего в стадию цивилизации славянского типа. Ему предназначено судьбою расцвести тогда, когда западноевропейская цивилизация уже пережила свой апогей и близится к истощению, загниванию и гибели. Данилевский делает вывод: славянские народы проявляют способности, позволяющие им успешно развивать все четыре формы культурной деятельности. Впервые в истории славянский тип станет четырехосновным.*
    Почти на протяжении всего XIX века в научно-историческом изучении русской истории господствовало представление о ее глубоком, принципиальном отличии от истории западноевропейских народов.
    Славянофилам противостояли западники. К последним принадлежали А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Т.Н. Грановский, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин и др. Западники высоко ценили достижения Запада, считали ее культуру последним словом мировой цивилизации, полагали, что дальнейшее развитие России вперед невозможно, если она предварительно не усвоит результаты европейского образования и буржуазные формы жизни. Кавелин считал, что пути развития России и Запада во многом различны, но они постепенно сближаются. Однако отношение к Западу не было слепым поклонением перед ним. Так, Герцен заметил и заклеймил нарастающие эгоизм, мещанство Запада.
    Первый в русской истории профессиональный философ мирового масштаба В.С.Соловьев не разделял оптимистический взгляд Данилевского, оправдывавшего имперскую политику и принудительную русификацию окраин России. Если Данилевский отрицал единство человечества, не признавал общечеловеческих ценностей, морали, прогресса, то Соловьев защищал идею человечества через христианское единение. В истории человечества Соловьев выделяет три культурные формации: родовая, национально-государственная и универсальная. Эпоха цивилизации начинается с деспотий Древнего Востока. Другим вариантом национально-государственного существования и соответствующей культуры стали греческие и римские полисы. Но уже в древнем мире закладываются основы третьей культурной эпохи - эпохи универсализма, представленной сначала буддизмом, затем греческой философией и, наконец, христианством. Соответственно он выделяет три типа исторических ступеней цивилизации: Восток, Запад, Россия.
    Соловьев надеялся, что исторический процесс приведет в конце концов к созданию идеальной цивилизации - свободной вселенской теократии, в которой государство будет подчинено церкви, отдельный человек уподобится Христу, а все народы будут связаны узами свободной христианской любви. Христианская культура и свободная теократия должны быть созданы на основе органического соединения положительных элементов духовной культуры Востока и Запада. Соловьев верил в сохранение мистического единства восточной и западной христианских церквей, несмотря на их внешнее разделение. (В «Трёх разговорах» он рассматривал союз католической, православной и протестантской церквей как три ветви одной церкви.)
    В статье "Русская идея" Соловьев подчеркивает, что самовосхваление народа, его мнение о себе не определяет его значение в истории. Россия должна дать человеческой культуре и историческому развитию «безусловное» содержание. Соловьев развивал свою концепцию «русской идеи» как вселенской миссии России. При всем этом он полагал, что русский народ не обладает какими-то особенными талантами. Да они и не нужны для выполнения той миссии, которая ему предназначена. От народа, носителя божественной потенции, требуется только свобода от исключительности и односторонности (талант и есть односторонность), возвышении над узкими специальными интересами. Именно эти качества свойственны национальному характеру русского народа. Та высшая сила, которую русский народ должен дать человечеству, есть сила «не от мира сего». Религиозность и «неотмирность» русского народа нашли выражение в древнем идеале «Святой Руси», а способность народа к сочетанию восточной и западной культур - в реформах Петра; отсутствие гордости, способность к самоотречению - в призвании варягов. Общий и единый для всех народов моральный долг Соловьев видел в участии их в развитии великой христианской цивилизации. Его вера в стремление человечества к абсолютному добру представляется сегодня чересчур наивной. Интересные идеи о русском типе духовности были высказаны Н.А.Бердяевым («Русская идея», «Судьба России», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.). Он остро чувствовал противоречия и антиномии в культуре. Согласно концепции автора, в культуре и истории действуют два полярных начала - мужское и женское, от сочетания которых зависят особенности национального менталитета. В русском характере, культуре России он видел прежде всего комбинацию противоположных начал: свободы и порабощенности, революционности и консерватизма, жестокости и сострадания.
    Таинственное противоречие есть и в отношении русского сознания к национальности. Россия не заботится о национальности, русским чужда национальная гордость, а часто и национальное достоинство. Русская интеллигенция всегда исповедовала сверхнациональные идеалы. А с другой стороны, Россия - самая националистическая страна в мире, которая угнетает подвластные ей национальности. Обратной стороной русского смирения является необычайное самомнение.
    Корень этих противоречий Бердяев видит в несоединимости мужественного и женственного начал в русском духе и русском характере. Промежуточное положение между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими этими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколом. По выражению Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории. Они соединяются, но не сливаются в органическую целостность культуры. Отсюда русской культуре свойственна конфликтность и прерывность. Бердяев выделяет в ней «пять разных Россий»: киевскую, татарскую, московскую, петровскую, советскую. Эти России, сменяя друг друга, вместе с тем накладывались друг на друга, не образуя органического единства и преемственности. Эти особенности делают безуспешными попытки реформ в России. России необходимо соединить западные и восточные элементы в культуре, став единым Востоко - Западом. Для этого, в ее духовной глубине должно раскрыться мужественное оформляющее начало.
    Основоположник русского марксизма Г.В. Плеханов не без ос-нований связывал этот трагический разрыв между «народом» и «просвещенным обществом» с постоянно возобновляющимся в разных формах противоборством Востока и Запада в русской культуре. В России, отмечал он, идут два процесса, параллельных один другому, но направленных в противоположные стороны: европеизация узкого высшего культурного слоя общества и усиление восточной деспотии, под давлением которой народ по своему положению и культуре склоняется к Востоку. Таким образом, русский «Востоко-Запад» не только соединяет два мира, как говорил Н. Бердяев, но и разъединяет, разрывает, противопоставляет их. Разрыв между этнической и национальной культурами наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества.
    Отделение национального от этнического, конечно, не было абсо-лютным. Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения «верхов» и «низов», в их речи, отношении к науке и искусству, понимании и оценке явлений церковной, государственной, общественной жизни. Но, скажем, классическая русская литература или музыка как бы надстраивались над своим этническим базисом и использовали фольклор, старинные народные напевы.
    «Серединное» место России между Европой и Азией характерно было и для «евразийцев» — представителем историко-культурологической концепции Г.Ф.Флоровского, Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого, Л.П.Карсавина. В 20-30-х гг. XX в. теоретики «евразийства», как и славянофилы, противопоставляли исторические способности России Западу, который утерял их. Евразия (Россия) - особый континент, отличный и от Запада и Востока. Разумеется, Европа и Восток оказали влияние на Россию, но они сыграли совершенно разную роль:
    1. Отрицательное отношение к Западу и западным традициям. Европа переживает период упадка – «Душа убывает в Европе». Европейское влияние губительно сказалось на духовной культуре России, нарушила ее культурные традиции.
    2. Выступали за ориентацию на Восток, за большую открытость Азии, чем Европе.
    3. Евразия отделилась от Востока с принятием христианства, которое дало русскому сознанию идею личности, и в этом его коренное отличие от азиатского сознания.
    Многие евразийцы считали необходимым отмежеваться и от материалистической культуры Европы и «от усеченного духа Азии».
    Подвести итог почти двухвековой дискуссии о русской культуре и ее месте в мировой лучше всего словами П.Я.Чаадаева: «...Мы составляли как бы исключение среди народов, мы не входим составной частью в человечество», а существуем, "чтобы преподать великий урок миру". Современный исследователь Ахиезер А.С. видит его (урок) в следующем: «Россия может быть по своей сути мостом между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабом месте мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания к проблемам России, которые, по сути, затрагивают весь мир». Здесь "слабое место" — нахождение России между Востоком и Западом. А проблема - опыт перехода от традиционной к либеральной цивилизации.

    Культурология под редакцией М. М. Каримова
    Категория: для школьников | Добавил: pressa (08.03.2012)
    Просмотров: 8075 | Рейтинг: 3.0/1 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Забавные факты о языке (коллекция 1).
    Скачать Техника чтения
    Томас Мор

    А ВОТ И МЫ 
    Ex. 16. Give the plural of 
    Проблемы города и деревни. 

    Английский язык для школьников №7
    Английский язык для школьников №17
    Китайский язык

    Методические рекомендации к урокам англи... 
    Baum_American 
    Проектно-технологический тип организацио... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2024
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта
    Сайт управляется системой uCoz