В развитых странах эмпирическим путем определены
исторические тенденции «удорожания» материальных и педагогических компонентов
затрат на обучение в расчете на одного учащегося, а также установлена
зависимость между уровнем удельных затрат и качеством получаемого образования.
Комплексное изучение образовательных систем и рынков труда показало, что
наиболее распространенные типы и формы образования находятся в динамическом
соответствии со структурой уровня и направленности способностей учащихся и
потребностями производства и жизни.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные
программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в
форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,
самообразования, экстерната.
В современных системах образования видна тенденция оценивать
результат по выходу, который представлен определенными унифицированными вне
зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. Образовательные
системы в последние десятилетия все больше осуществляют свое действие в
пространстве, переходя от контактного типа обучения к дистанционному обучению,
где основную роль играют телекоммуникационные средства. Допускается сочетание
различных форм получения образования.
В Российской Федерации существуют две формы получения
образования. В соответствии с Законом об образовании освоение образовательной
программы допускается либо непосредственно в образовательном учреждении в
очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме, либо в форме семейного
образования, самообразования, экстерната.
Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования
постоянно существует связь между обучающимся и педагогом, который несет
ответственность за уровень и качество получаемого обучающимся образования.
При второй форме обучающийся только сдает экзамены по
определенным частям образовательной программы, при этом преподаватели не следят
за процессом его подготовки и не несут за это ответственности, вся
ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на
родителях учащегося и на нем самом. Эти две формы принципиально различны, но
законом разрешено их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого
класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один-два года и
более. Для этого необходимы только желание родителей и оформление
соответствующих документов.
В рамках всей этой системы функционируют следующие
структурные элементы образовательного процесса: 1) учебная информация, определяющаяся
образовательными программами; 2) средства ее передачи и приема (методы обучения
и учения); 3) учащиеся и педагоги.
Таким образом, образование как система может рассматриваться
в трех измерениях, в качестве которых выступают:
– социальный масштаб рассмотрения,т. е.
образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование
государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и
т. д.;
– ступень образования (дошкольное, школьное, среднее
профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения
повышения квалификации, аспирантура, докторантура);