Формы
ученияможно
определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций
его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц
обучения во времени.
Механизм
– система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности [224].
Принцип
самоопределения (отношения: «новый опыт –обучающийся»). Если
младенец слепо копирует действия взрослых, то уже где-то к трем годам у ребенка
начинают проявляться задатки, развиваться те или иные способности, появляется
избирательность действий, в том числе – в учебной деятельности: «хочу – не
хочу», «нравится – не нравится» и т.д.
Отношения:
«новый опыт – педагог (педагоги)». Причем, в данном случае в роли педагогов выступают
и родители, семья, и учителя, и товарищи, и деятели средств массовой информации
– то есть все люди, от которых обучающийся получает новый опыт в той или иной
форме – исходя из восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель».
Его еще
можно назвать также принципом трансляции культуры. Отношения: «новый опыт –
объективная реальность». При этом объективную реальность мы понимаем в широком
смысле как «все существующее, то есть материальный мир и все его идеальные
продукты» [254, С. 572]. Человек, начиная с рождения,
осваивает (отражает), во-первых, объективную реальность непосредственно, на
уровне ощущений и восприятий: день – ночь, зима – лето, тепло – холодно и т.п.
Во-вторых, что более важно, в отличие от животных, человек осваивает (отражает)
человеческую культуру. Каждое последующее поколение наследует все достижения
человеческой культуры, созданные всеми предшествующими поколениями
Необходимо
сразу же предупредить Читателя, что речь здесь пойдет не об общеизвестных дидактическихпринципах(как следует
учить), а о принципах именно учебной деятельности – деятельности обучающегося –
воспитанника, учащегося, студента, слушателя и т.д.
Ассоциативно-рефлекторная
теория ученияформировалась
в то время, когда основным типом организационной культуры в обществе был
научный тип, а в философии, психологии и педагогике господствовал сенсуализм. В
соответствии с его требованиями общая схема формирования ассоциации уточнялась
следующим образом. Начало ассоциативного процесса предполагает наличие
сенсорных (наглядных) элементов. Следы ощущений (восприятий) этих элементов
связываются в единичные представления, сравнение последних приводит к выделению
общих (одинаковых) свойств, связь которых, обозначенная соответствующим словом,
и дает понятие.
Воспитаниевключает в себя и обучение (и соответственно
учение). Но, если обучениенаправлено
на овладение опытом в виде знаний, уменийи т.д., то
воспитание еще охватывает и «верхний этаж» структуры личности – формирование
направленности личности: ее убеждений, мировоззрений, идеалов, стремлений,
интересов и желаний [195 и др.].
В
связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего
существования, в течение нескольких следующих десятилетий образование,
очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента
возникновения в результате книгопечатания школы современного типа.
Подробно
этот этап описан в главах 2 и 3. Здесь мы остановимся лишь на специфике выбора
моделей в художественной деятельности. Напомним, что оптимизация заключается в
том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы
найти наилучшие. Естественно, в процессе создания художественного образа
художник, как правило, пробует разные возможные его варианты. Так, известно,
что В.И. Суриков,И.Е. Репин, многие другие художники в процессе создания
своих шедевров создавали множество эскизов своих будущих картин. Точно также в
кинематографе снимается множество дублей кадров, чтобы потом выбрать наилучшие.
В театре, музыкальном искусстве в ходе репетиционного процесса прорабатываются
разные варианты спектаклей, разные варианты звучания музыкального произведения
и т.д. Отбор вариантов будущего художественного образа и составляет суть этапа
оптимизации.