Отношения:
игра – объективная реальность. Здесь мы ссылаемся на мысль С.Л.Рубинштейна[215] о том, что игра начинается с мысленного преобразования
реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в
нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее
результатом.
Авторам
не удалось разыскать в литературе изложения принципов игровой деятельности и
даже какого-либо упоминания о них. Поэтому здесь мы попытаемся выстроить их
самостоятельно.
Переходя
к изложению методологии игровой деятельности,необходимо
отметить, что эта область по сути вообще не исследована. Естественно, пока что
это только первый опыт, первая прикидка построения методологии этого вида специфической
деятельности. Поэтому данный раздел мы назвали «введение ...».
Любой
учебный проект на любом уровне: уровне текущей учебной задачи, уровне изучения
темы, раздела, всего учебного курса в целом или всей образовательной программы
в целом заканчивается контролем и оценкой. Контроль и оценка являются весьма
существенными сторонами учебного процесса.
Итак,
несколько выше мы сказали о том, что минимальной «единицей», «клеточкой»
учебного процесса является учебная задача. Что же она собой представляет? Если задаться
вопросом – что является «клеточкой» содержания обучения, подлежащей усвоению
напрашивается следующий их набор
Следует
отметить, что в научной школе Д.Б. Эльконина– В.В. Давыдовапод учебной задачей понимается нечто другое –
только формирование у обучающихся обобщенных способов действия (см., например, [57]). Все остальное
называется «учебными ситуациями».
Организацию
процесса учебной деятельности(ее временнýю
структуру) мы попробуем рассмотреть в логике современного
проектно-технологического типа организационной культуры.
Вслед за
языком и параллельно с ним у ребенка формируются логические средства деятельности,
в том числе учебной деятельности. Логическое (так называемое
словесно-дискурсивное) мышление является высшим уровнем мышления человека,
которое формируется постепенно, через наглядно-действенное (в самом раннем
возрасте) и образное мышление и заключается в умениях ставить, осознавать
вопросы, находить пути их выяснения, выполнять для этого необходимые
мыслительные операции (см. подраздел о методах) и делать правильные умозаключения.
естественные
родной и иностранные языки, ряд специальных языков: язык чертежа, электрических
схем, дорожных знаков и т.д.; а также специфические научные языки: математики,
физики, химии и т.д. и языки искусства. Все эти естественные и искусственные
языки являются средствами учения.
Материальные
и информационные средства– это, в
традиционном понимании, средства обучения – игрушки (в раннем возрасте),
учебное оборудование, учебно-наглядные пособия и т.д. Характерно, что на ранних
стадиях развития человечества – в традиционном и ремесленном типах организационной
культуры специальных средств обучения вообще не было – обучение проводилось на
реальных производственных орудиях – сохах, молотках, топорах и т.п.