Следующей
стадией проектирования художественной системы – художественного образа –
становится его моделирование. Модельвыступает
как образ будущей художественной системы. В процессе художественного
моделирования задействованы как бы четыре «участника»: «субъект» – художник
(или художественный коллектив); «объект – оригинал» – предмет моделирования, то
есть то, что художник хочет отразить в своем произведении, «модель» – образ,
отображение объекта; «среда», в которой находятся и с которой взаимодействуют
все «участники». В том числе к среде в данном случае будут относиться и все
будущие «потребители» художественного произведения, художественные критики и
т.д.
Здесь,
во избежание возможной путаницы необходимо сделать одно уточнение. Ведь любое произведение искусства само по
себе является моделью действительности (реальной или
воображаемой). Когда же мы
говорим о моделировании художественной системы как построении ее образа, по сути, речь идет о построении модели будущей модели.
На
основании замысла и темы художник определяет цель как прообраз желаемого
художественного результата. Цель является центральным организующим звеном всей
его деятельности.
Тема
произведения.
Напомним, что в методологии научной деятельности объект исследованияопределяется
как та часть объективной реальности, которая противостоит познающему субъекту. Предмет
исследования– как та
сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный
объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта.
Предмет исследования опосредован от объекта предшествующими научными теориями и
исследовательскими подходами. Тема же научного исследования, как правило,
целиком определяется его предметом. Теперь вернемся к художественной деятельности.
Если мы говорим
о проектировании как компоненте художественной деятельности, то у Читателя,
естественно, возникает вопрос – а что именно подлежит проектированию, что проектируется
в этом случае? На этот вопрос есть ответ – речь идет о проектировании
художественного образа как художественной системы.
Здесь нам необходимо уточнить (развести)
понятия: художественный образ и
художественное произведение.
Художественный образ и художественное произведение являются понятиями
однопорядковыми и соотносительными. Если ставить вопрос об их совпадении, то оно будет носить характер инверсии. Когда мы обращаемся к художественному произведению, мы берем его как знак (материальное), предполагающий значение (образ); художественный образ, напротив, выступает как значение,
то есть в идеальном плане.
Цикл
процесса художественной деятельностимы, в рамках
логики всей работы, будем рассматривать как художественный проект. Такой подход несколько непривычен, возможно,
кому-то из читателей он будет «резать слух». Но, с одной стороны, понятие «проект»
все чаще входит в сферу искусства. Например, термин «проект» используется при
создании художественных фильмов, в том числе сериалов, при театральных
постановках, в частности, мюзиклов, антрепризных спектаклей и т.д. С другой
стороны, создание любого художественного произведения – картины, романа,
скульптуры и т.д. вполне попадает под определение проекта (см. раздел
1.1) как завершенного цикла продуктивной деятельности.
Начиная
разговор о методах художественной деятельности, сделаем предварительный экскурс назад, в главы о
методологии практической деятельности (см. раздел 3.2) и научной деятельности
(см. раздел 2.2).
Языковые
средствахудожественной деятельности образуют
иерархические структуры. Можно говорить в целом о языке искусствавообще.
Языку искусства присуща специфическая знаковость, знак есть чувственно
воспринимаемый предмет, обозначающий другой предмет и замещающий его в целях
коммуникации. В произведении искусства материально-изобразительная сторона
представляет не только самое себя: она отсылает к иным предметам и явлениям,
существующим помимо материализованного плана.
Логические средствав
художественной деятельности играют такие весьма существенную роль: логикасюжетной линии романа, логика театральной
постановки, логика построения симфонии и т.д. Даже в архитектуре каждое сооружение
имеет свою определенную логику.