Какой личностью является тот или иной политик,
какие чувства, символы и идеи ассоциируются с ним, имеет для публики
первостепенный интерес. В полной мере удовлетворить общественную потребность в
информации о лидерах призваны материалы, в центре которых политический деятель
со своим духовным миром, характером, раскрывающихся в общественно значимых
действиях, конфликтных ситуациях, в биографических эпизодах, в мыслях, речи и
даже внешнем портрете героя.
Общепризнанным является тот факт, что существует
два типа аргументов и аргументации: ad rem (к делу) и ad hominem (к человеку).
Эти два типа противопоставлены функционально: с помощью первых «устанавливается
истинность тезиса», с помощью вторых – «целесообразность его принятия» [Ивин
2007: 206]. Заметим, что аргументация ad rem служит доказательству тезиса, в то время какдоводы ad
hominem используются для продвижения тезиса.
Когнитивные исследования медиа-дискурса тех или иных событий позволяют определить особенности восприятия происходящего вокруг нас политиками и журналистами, раскрыть их прагматические установки, обнаружить скрытые подтексты. Вместе с тем, реакции читателей уделяется меньше внимания, хотя рассмотрение такого объемного образования как дискурс не может быть полным без учета обратной связи с адресатом.
Осмыслению сущности власти
посвящено значительное количество трудов по философии,
социологии,
политологии. Ряд лингвистических работ последних лет также ставит своей
задачей реконструкцию представлений о власти, воплощенных в разнообразных
текстах, прежде всего, политического характера.Однако бесспорно, что настоящее – это «следствие прошлого»,
соответственно, рассмотрение особенностей концепта «власть» в древнерусской
культуре позволит выявить исходные представления о феномене власти.
Политическая метафора – это сильнейшее средство
манипуляции общественным сознанием и «зеркало», в котором отражаются картины
мира целых народов. Согласно теории концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона,
метафора рассматривается как основная ментальная операция, как способ познания,
структурирования и объяснения мира. Одним из важных социальных явлений в мире
является миграция. Миграция – это «массовое перемещение, переезд населения из
одного места жительства в другое в силу экономических причин, из-за национальных
притеснений, природных бедствий и катастроф» [Толковый словарь русского языка
начала ХХI века. 2006: 588]
Специфической интенцией парламентского дискурса
как части политической коммуникации является осуществление законодательной
деятельности. Основную роль в этом процессе играют депутаты, которые, в отличие
от других коммуникантов, не только участвуют в обсуждении законопроектов, но и
принимают законодательные акты. Мы рассмотрим, как формируется
институциональный голос депутата Государственной Думы РФ (ГД), на материале
стенограмм пленарных заседаний весенней сессии 2005 г.
Усваивая эталоны культуры, сообщество людей
приобретает некоторую национально-маркированную систему координат, которая
фиксируется в языковом сознании и проявляется в дискурсе [Красных 2003]. Данный
факт находит подтверждение при анализе заголовков, построенных на основе
прецедентного феномена, поскольку данные единицы являются свертками знаний о
своей и чужой культуре.
«Представьте культуру, в которой спор
рассматривается как танец, участники – как танцоры, а цель заключается в гармоничном
и эстетически привлекательном танце. В такой культуре люди по-другому будут
относиться к спорам, по-другому их переживать, по-другому их вести и по-другому
о них говорить», – читаем мы в предисловии книги Дж. Лакоффа и М. Джонсона
«Метафоры, которыми мы живём». Спор в американской языковой картине мира
мыслится не как танец, а как война. Тем не менее, метафора танца встречается в
политическом дискурсе США. Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут
происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков,
подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Почти все важные
события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть,
война, избрание нового вождя, исцеление больного. Главными характеристиками
танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное
повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений
в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника
– степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Танец
имеет жанровые или национальные особенности. Важной характеристикой танца
является и то, что его исполняют как минимум двое партнёров.
В истории человечества проблема сознательного воздействия
общества на функционирование, развитие и взаимодействие языков не была столь
актуальной, как в современную эпоху. Для решения языковыхпроблемправительство Республики Казахстан по направлению языковой политики
выбрало курс на двуязычие – признание казахского языка – государственным,
русского языка – официальным языком общения. Здесь языки не противопоставляются
друг другу по принципу «или – или». Здесь принцип другой «и – и», то есть и
казахский язык, и язык межнационального общения – русский.
Прецедентный феномен «Великая французская революция»
и его англоязычный эквивалент «The French Revolution» восходят к
сфере-источнику «История». В результате анализа 133 случаев употребления
рассматриваемого прецедентного феномена в российской прессе и 140 – в
американской были выявлены по 57 смысловых компонентов для каждой из моделей.
Такие модели мы называем иделизованными, так как они базируются скорее на
представлениях, чем на реальных фактах и бытуют в виде обыденных теорий. На
основании таких моделей происходит функциональная категоризация прецедентного
феномена в заданном контексте.