Тексты СМИ являются не только продуктом художественно-эстетической деятельности и неотъемлемой частью культуры, но и оказывают идеолого-политическое воздействие на аудиторию (М.В. Гаврилова, В.А. Колосов, В.Г. Костомаров, Э.А. Лазарева, Е.И. Шейгал, Л.Л. Шестакова и др.). Одним из сильных средств такого воздействия служит метафора, которая с когнитивной точки зрения является не просто образным средством, а способом познания, структурирования и объяснения мира, имеющим значительный прагматический потенциал. Человек мыслит метафорами, создавая с их помощью мир, в котором живет. Как отмечают Дж. Лакофф и М. Джонсон, наша понятийная сфера носит преимущественно метафорический характер, наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой [Лакофф, Джонсон, 1990: 387].
Общеизвестно, что средства массовой информации
должны быть нейтральны, это применимо к США так же, как к любой другой
демократической стране. Тем не менее, есть все основания полагать, что иллюзия
информационного выбора присуща Америке даже в большей степени, чем другим
странам. В сообщениях из-за рубежа и о событиях внутри страны или даже в
местных новостях практически нет никакого разнообразия мнений, что
обусловливается идентичностью материальных и идеологических интересов, присущих
собственникам средств массовой информации [Шиллер http]. Являясь орудием
пропаганды, американские СМИ получают возможность воздействовать на способ
восприятия мировых событий своими гражданами и формировать их мнение касательно
других стран.
Эмоции пронизывают всю коммуникативную
деятельность человека. Признавая, что большинство слов во всех языках имеет
эмоциональную составляющую, возможно утверждение о том, что и политическая
коммуникация имеет явный или скрытый эмоциональный заряд. Главная нагрузка в
создании эмоциональной концепции политического текста падает на лексику.
Эмоциональная лексика является одним из средств, которое придает тексту
тональность и имеет огромную силу воздействия на читателя.
Изменчивость окружающего мира влечет за собой
динамичность процессов мышления и восприятия: «Мир меняется, а потому меняются
и наши когниции мира, и модусы самопонимания» [Демьянков 1994: 25]. Так как
основополагающую роль в концептуализации действительности играет метафора, то,
следовательно, существенные изменения в
экономической, политической и культурной жизни страны закономерно приводят к обновлению
метафорической системы. На данный факт неоднократно обращали внимание
исследователи. Так, А.Н. Баранов отмечал, что для общественного сознания
России до 1917 года характерен органистический способ мышления, который был
«заметно потеснен в советскую эпоху механистическим, рациональным способом
метафорического осмысления политической реальности (метафоры машины, мотора,
строительства)» [Баранов 1991: 190]. В постсоветский период доминирующими стали
метафоры с концептуальными векторами жестокости и агрессивности (военные и
криминальные метафоры), отклонения от естественного порядка вещей (морбиальные
метафоры), неправдоподобия происходящего (театральные метафоры) [Чудинов 2001: 18].
Политическая деятельность существует в тесном
контакте с рекламной деятельностью, где последняя во многом определяет
эффективность первой. Взаимодействие этих областей общественных практик
проявляется в политическом маркетинге, который представляет собой попытку
«применить на политическом рынке приемы и практику маркетинга» [Гуревич 2005:
169]. В свою очередь рекламный дискурс также может руководствоваться приемами,
характеризующими политический дискурс. Законы власти, сформулированные Робертом
Грином в своей книге «48 законов
власти и обольщения», представляют собой правила поведения и
коммуникации в политической сфере, целью которой является получение и удержание
власти, но многие из этих законов с успехом применяются и в рекламном дискурсе.
Невербальное общение – это
неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт,
тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя
все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи
считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием
эффективного общения. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с
вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами,
выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении
брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или
неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации.
В современном российском
обществе на данный момент очень важна проблема падения уровня патриотизма.
Вымирание населения России, высокая преступность и низкая культура, беспризорность
детей и растление молодежи, массовая эмиграция квалифицированных специалистов,
характерные для нынешнего состояния нашей страны, все это результаты падения
уровня патриотизма в общественном сознании населения страны, а как
следствие, его утраты в сознании и государственного руководства. Патриотизм
является естественным для каждого нормального человека чувством, и его
отсутствие может свидетельствовать лишь об искажении индивидуального или даже
общественного сознания.
Немецкие СМИ, репрезентируя американские
президентские выборы 2008 года, активно тиражируют метафорическую модель
«ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА США ЭТО МИР ШОУ-БИЗНЕСА». Так же, как и в сфере шоу-бизнеса,
в ходе избирательной кампании восходят и закатываются звёзды, проводятся концерты
и шоу, имеются свои фанаты. Немецкие журналисты, перефразировав название
популярного немецкого шоу, представляют выборы американского президентакак поиск наиболее талантливого человека –
суперзвезды.
В современной лингвистике большое внимание
уделяется изучению концептов, которые отражают представления людей об
окружающей действительности. Они возникают как отклик на предшествующий опыт
человека в целом.
В современной науке все больше стали уделять
внимание проблеме информационно-психологической войне и способам ее ведения
(начало исследования было положено еще 1990 г. в
США). На сегодняшний день в России существуют фундаментальные работы, которые
подробно раскрывают суть данного феномена: Г.Г. Почепцов «Информационные войны.
Основы военно-коммуникативных исследований», Н.Л. Волковский «История
информационных войн», А.В. Манойло «Государственная информационная политика в
условиях информационно-психологической войны», С.П. Расторгуев «Информационная
война» и др.