Динамика
языкового развития, безусловно, столь ощутима, что нуждается в адекватном
изучении и освещении. Использование языка современными СМИ и чиновниками вызывает
тревогу и озабоченность. Тем не менее есть и другая сторона, позитивная,
свободы обращения со словом. Примером тому служат лексические и семантические
новообразования, используемые в речи знаменитых ученых и писателей, интеллигентов.
1. Необычайно высокий
интерес к исследованиям, посвященным политической лингвистике и особенностям
речевого воздействия в этой сфере человеческой жизни, объясняется не только
научной новизной, но и практической направленностью. Сочетание фундаментальных
научных трудов с прикладным характером исследований делает эту лингвистическую
область особенно привлекательной.
Языковое сообщество
склонно к построению собственного дискурса, формированию особого
узнаваемого «языка», состоящего из типического набора элементарных смыслов.
Политический дискурс – наиболее динамично развивающаяся часть
публицистического стиля, воздействующая на читателя с целью изменить его
ценностную «картину мира», побудить к определенным действиям.
В докладе рассматриваются
важнейшие коммуникативные и некоммуникативные характеристики концептов «светский» и «гламурный» на материале современной (1992-2009) русской прессы
(российские и русскоязычные зарубежные издания, собранные и обработанные при
помощи корпусно-поисковой системы Integrum). Система выдала в общей сложности
339572 контекста для «светский» и
91585 контекстов для «гламур» / «гламурный».
Объектом нашего анализа
являются коммуникативные стратегии и тактики газетной коммуникации, широко
применявшиеся в отражении событий, посвященных теме грузино-югоосетинского
конфликта, или, иначе, теме «восьмидневной войны» (август 2008 г.).
Основные вопросы исследования таковы: изменилось ли речевое воплощение войны в
ситуации военного конфликта с дружественной и даже родственной (как минимум,
по православной вере) страной и, если изменилось, то какие стратегии и тактики
оказались в русской газетной коммуникации предпочтенными? Появились ли новые,
ранее не описанные в лингвистической литературе стратегии и тактики?
Важную роль в жизни
общества играет образовательная политика государства. Инициативы ООН и
Евросоюза, а также реализация Болонского процесса ставят не только высшее, но и
школьное образование во главу угла национальной и международной политики
многих стран мира. Новая образовательная парадигма – образование через всю
жизнь, на которой построен Болонский процесс, затрагивает систему школьного
образования, поскольку без соответствующей подготовки школы успешная
реализация Болонского процесса невозможна.
Авторы книги «WhyDoPeopleHateAmerica» утверждают: «такая
огромная страна, как Америка, не может быть монолитной. Тем не менее ни одна
страна не стремится так продемонстрировать чувство единства, общей
идентичности, всеми разделяемое наследие общих традиций. Ни одна из
новоиспеченных независимых стран третьего мира не озабочена в такой степени
культивированием национального характера в своих гражданах» (Sardar, Davies 2002: 59). Один из
способов формирования национальной идентичности США реализуется в американском
официально-политическом дискурсе (АОПД).
Речевое воздействие в
широком смысле слова понимается в лингвистике как воздействие на
индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными
средствами, с помощью сообщений на естественном языке и/ или сообщений,
построенных средствами паралингвистических семиотических систем, к которым в
случае письменной коммуникации относятся средства графического оформления
текста (метаграфемика). В узком смысле под речевым воздействием понимается
«использование особенностей устройства и функционирования перечисленных
знаковых систем с целью построения собщений, обладающих повышенной способностью
воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения» [Паршин
2000: 6].
Создание
партийного аппарата и привлечение внимания избирателей к позициям своих
программ является одной из главных проблем политических партий. В данной
публикации рассматривается двойственный образ молодежи, являющейся, с одной
стороны, активным субъектом, и, с другой стороны, объектом воздействия
каких-либо внешних сил, на материале партийной газеты КПРФ «Правда»
(используются материалы статей, опубликованных в июне-августе 2009 г. на официальном
сайте КПРФ).
Нередко рок-культура
воспринимается как контркультурное явление, возникшее в России именно на волне
протеста советскому политическому строю. Мы, признавая факт зарождения
рок-искусство в переломное время смены культурных и исторических эпох,
считаем, что его протест направлен не столько на советский
общественно-политический строй, сколько на некие общие культурно-ценностные
основы. Обращение русских рок-авторов к советскому прецедентному тексту
послужило скорее одним из способов постижения действительности, столь характерному
искусству постмодернизма, в русле которого рок искусство развивается.