В арсенале прецедентных
имен, которые активно используются в современных СМИ [Гудков 2003, Красных
2003, Нахимова 2007, 2008 и др.], значительное место занимает сфера-источник
«Политическая история России». Имена политических лидеров прошлых веков (царей,
императоров, президентов, генеральных секретарей и др.), которые в силу их
широкой известности легко воспринимаются адресатом, создают богатые
возможности для апелляции к соответствующим личностным качествам, ситуациям,
действиям, высказываниям и текстам [Нахимова 2007, 2008].
В связи с разразившимся
мировым экономическим кризисом казалось бы отошедший на второй план вопрос о «перенасыщенности»
России миграционными потоками встал как никогда остро: гастарбайтеров и
переселенцев обвиняют в том, что они отнимают и без того недостающие рабочие
места у коренных граждан нашей страны, усугубляют криминогенную обстановку.
Традиционно исследование
политического дискурса проводится на основе языка средств массовой информации,
поскольку СМИ выполняют важную роль технического средства, обеспечивая канал
связи политиков с широкими массами, являются источником распространения политической
информации. Через СМИ общество ориентируется в общественно-политической жизни
страны, оценивает ход мировых политических событий, формирует свое
политическое сознание. Средства массовой информации являются важнейшим
участником политической коммуникации.
Интерпретации в работе подвергается материал блогосферы русского и английского сегментов Интернета. В работе поставлены задачи рассмотреть особенности влияния блогерства на коммуникацию и масс-медиа и дать представление о языковой специфике дискурса блогеров. Новизна исследуемого феномена очевидна: феномену как таковому меньше пяти лет; а в связи с его социальной, политической, культурной ролью становится явственна актуальность его изучения.
Для лингвистической
советологии середина прошлого века – это период максимальной идеологизации,
когда главным нередко становилось не изучение, а разоблачение. После Второй
мировой войны отношения Советского Союза со странами Западной Европы и США
резко изменились. На смену военному союзу объединенных наций пришла эпоха,
которую ярко характеризовали доминантные политические метафоры «холодная
война», «железный занавес», «равновесие страха» и «охота на ведьм».
Лингвистическая советология в это время стала восприниматься как изучение
языка враждебной страны и методики вражеской пропаганды, эффективность которой
признавалась всеми серьезными специалистами. Если на предшествующем этапе
советологи пытались выяснить, в чем особенности советской политической
коммуникации, то в послевоенный период основное внимание было перенесено на
прагматический аспект, поиск причин ее эффективности, а также на создание
рекомендаций по антисоветской пропаганде.
В
качестве главной цели речевого воздействия современная наука рассматривает
коррекцию модели мира адресата и его психики (знаний, оценок, желаний) [Иссерс
2008: 109, 114]. Данная корректировка посредством использования различных
речевых приемов (шире – коммуникативных ходов) должна подвести адресата к
необходимым решениям и действиям. Если говорить о предвыборном агитационном
дискурсе, то конечным итогом должно стать решение адресата-избирателя осуществить
выбор в пользу определенного политика.
Работа посвящена способам
выявления оценочного потенциала общественной лексики, что необходимо для определения
замысла говорящего, и способам понимания текста различными адресатами.
Политическая метафора
является одним из самых распространенных и самых эффективно действующих
инструментов публичной политики и PR-технологий. Как показал анализ речи
участников политических теледебатов «К барьеру», концептуальная метафора
играет большую роль в создании образа политической, социальной и экономической
ситуации в современной России; это способ «кодирования идеологической информации»
и эффективный прием «самоподачи» участника телешоу: «дуэлянт» создает свой
собственный (положительный) образ и отрицательный образ оппонента.
По официальным данным, Государственной противопожарной службе России исполнилось 360 лет, но если брать во внимание историю Российского государства, то первые упоминания о подобных службах встречаются в летописных документах тысячелетней давности, и все это время заботой пожарных была не только борьба с огнем во время чрезвычайных ситуаций, но и профилактика пожаров. Мысль сотрудников пожарной охраны всегда работала на то, чтобы не только обезопасить население, но и сделать это с участием самих граждан. Во многом взаимопонимание между людьми и сотрудниками Государственной противопожарной службы обеспечивают средства массовой информации.
Политический дискурс
является одной из важных составляющих современной коммуникации. С развитием СМИ
(в особенности Интернет СМИ) появляются новые способы и формы общения с
политическими деятелями и, соответственно, новые жанры этого вида дискурса.
Одним из таких жанров является официальный веб-сайт правительства.