Современная наука стоит перед вопросом, как оценивать процессы,
происходящие в тексте, где встречаются цитаты, аллюзии и реминисценции? Как
найти эти сигналы порою скрытые от невнимательного взгляда? Подобные вопросы
очень сложны, так как можно рассматривать все тексты как своего рода цитирования,
ведь все слова, из которых строится текст, уже были кем-то сказаны, и следовательно
могут быть рассмотрены как цитаты. Но не являются примером заимствования и
собственно «чужого слова», которое понимается под интертекстом. Интертекст –
это существующая реальность, образованная цитатами, обнаруживающаяся в
тексте-«реципиенте», принятая частично или полностью от текста-«донора». Проблемой
интертекстуальности занимаются сравнительно недавно, но за это время совершено
немало открытий и найдено довольно много оригинальных решений.
Одним из наиболее актуальных направлений современных лингвистических
исследований является изучение прецедентных феноменов (ПФ). Подробно ПФ и их
разновидности описаны в работах В.В. Красных, Д.Б. Гудкова, И.В. Захаренко и др.
Понятийную базу данного термина обосновал еще Ю.Н. Караулов в книге «Русский
язык и языковая личность». ПФ – это тексты (а также высказывания, ситуации,
имена), обращение к которым постоянно возобновляется в речи того или иного
национально-лингво-культурного сообщества (В.В. Красных).
Сон является одной из важнейших универсалий человеческой
культуры, поэтому неудивительно, что в художественных системах всех времен и
народов мотив «сна» играл существенную роль. В русской рок-поэзии метафора сна
самая одна из самых частотных и наиболее продуктивных в рамках анализируемого
поэтического дискурса.
Мы рассматриваем фрейм «вид игры», являющийся
частьюметафорической модели «политика –
это игра» в российском и американском политическом дискурсе. Теоретическая база
нашего исследования – современная когнитивная лингвистика. Мы исходим из
понимания метафоры как основного мыслительного процесса, как средства
воздействия на сознание и эмоциональный мир адресата (М. Джонсон, Дж. Лакофф,
А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, Т.Г. Скребцова, А.П. Чудинов и
др.).
Продуктивная грамматика организована принципиально
иначе, нежели традиционная грамматика классификационного типа. В отличие от
классификационной, продуктивная грамматика нацелена на решение не только сугубо
исследовательских, теоретико-лингвистических задач.
Информационный выпуск на радио можно представить в
виде мозаики, где общая картина дня складывается из мелких разрозненных
событий, происходящих в мире. Перед журналистом стоит задача не только выбрать
материал для новостей, но и объединить
всё многообразие событий, мероприятий в единый выпуск.
Как известно, отечественная система образования в течение
последнего столетия постоянно (с периодичностью в одно-два десятилетие)
подвергается коренному преобразованию (реформированию, перестройке,
модернизации и т.п.). Постоянные изменения касаются и преподавания русского
языка – учебного предмета, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к
текущим политическим событиям.Иногда
трудно понять, почему общество перманентно недовольно существующей системой
образования и требует кардинальных перемен. В поисках ответа на этот вопрос
следует обращатьсякак к собственно
лингвометодическим проблемам, так и проблеме взаимосвязи между политической
ситуацией в стране и требованиями к лингвистической образованности школьников.
По мнению сторонников когнитивного подхода,
метафора является языковым отображением крайне важных аналоговыхпроцессов, активно участвует в формировании
личностной модели мира, играет важную роль в интеграции вербальной и чувственно-образной
систем человека, а также является ключевым элементом категоризации языка,
мышления и восприятия.
Возрождение
риторики и ее развитие на современном этапе сопровождается, как правило,
рассмотрением проблем, связанных сее
предметной областью.Другая же ее
сторона, связанная с методами исследования, фактически до последнеговремени оставалась в тени.
Игра наряду со словом, искусством религией и традицией является одним из основных средств народной педагогики. Под-тверждение этому находим в работах Волкова В.С., Афанасье-ва, Науменко Г.М., Балашовой С.С., Шенталинской Т.С. и др. Игра для ребенка – способ постижения себя и мира. Народная педагогика содержит множество игровых жанров, способных по-мочь ему в этом сложном деле: пестушки, потешки, загадки, прибаутки, сказки и собственно игры.