|
Каталог статей
В разделе материалов: 6374 Показано материалов: 6261-6270 |
Страницы: « 1 2 ... 625 626 627 628 629 ... 637 638 » |
Основная задача этапа тренировки - автоматизация процессов понимания и использования языкового материала. В результате тренировки учащийся способен распределять внимание между тем, что он говорит (пишет), и тем, как он оформляет свои мысли. Это позволяет ему перейти к речевой практике, где он сможет сосредоточить основное внимание на содержании, а не на форме высказываний. Тренировка же в чтении и аудировании позволяет понимать значение каждого предложения в естественном темпе без мысленного перевода на русский язык. |
В этом случае, как и при объяснении Present Perfect, можно либо использовать предвосхищающее обобщение (готовить «пустую ячейку», заполняя ее значением без формы, ибо слово будет введено позже), либо параллельно давать несколько лексических единиц. Так же как и при объяснении видовременных форм, сначала выявляется многозначность русского слова с помощью контекстов. Здесь можно прибегать к «переводу с родного языка на родной», то есть к парафразу. |
Элементы ознакомления с языковым материалом есть на любом занятии по иностранному языку. Но не всегда ознакомление представляет собой отдельный этап. Если вводимые языковые явления единичны, как то: незнакомое слово в тексте, подсказанный учащемуся удачный идиоматический оборот, то никакого специального этапа урока здесь нет. |
Основная задача организационного этапа - психологически подготовить учащихся к занятию. Будь то вуз, школа или курсы любого типа, слушатели должны ознакомиться с темой и целью занятия. При этом цель занятия сообщается в терминах умений, а не в терминах языкового материала, которым предстоит «овладеть». Для учащихся любого возраста значимой целью является лишь то, что они могут ощущать как задачу общения, которую они ставят перед собой и в реальном общении на родном языке. Человек может сказать себе: «Я расскажу, как ко мне здесь относятся» или «Я объясню им, что должно быть срочно сделано», но никогда не подумает: «Я непременно в разговоре буду употреблять пассивный залог». Никто не ставит перед собой задачу «употребить лексику по теме «Транспорт» или «составить ситуацию с данными выражениями». Зато по теме «Транспорт» вполне возможно ставить на уроке следующие коммуникативные цели: Today you will learn to explain how to get about town или This lesson will help you to discuss the advantages and disadvantages of various means of transport. Можно ставить и несколько коммуникативных целей. |
Основные этапы занятия - ознакомление, тренировка и речевая практика. Формирование почти каждого навыка и умения проходит через эти три этапа. Но ведь навык или умение редко можно сформировать за одно занятие даже в вузе, не говоря уже о школьном уроке. Как правило, для этого нужны недели, а то и месяцы, но и потом речевая способность все время совершенствуется, хотя и не столь целенаправленно. Теперь она выступает уже не как цель, а как условие формирования новых навыков или умений. Например, умение кратко передавать содержание текста сначала формируется само по себе, а затем доводится до нужного уровня совершенства при развитии умений смысловой интерпретации читаемого. |
Анкета обращена к личному опыту обучаемого, что создает мотивацию к ее заполнению. В ходе заполнения обучаемый осмысливает свой прошлый опыт, соотнося его с тем новым, что предлагается в анкете. При этом он выполняет такие интеллектуальные операции, как анализ, сопоставление, выбор, принятие решения и т.д. Анкетная форма с чередующимися в ней прямыми и косвенными вопросами обеспечивает возможность повторения объектов усвоения, находящихся в центре деятельности и постепенность перехода от известного к неизвестному. При проверке по ключу и обсуждении устанавливается обратная связь. Именно этим объясняется высокий процент усвоения информации, вводимой через анкету. Анкета экономична, поскольку время на ее заполнение составляет всего 5-7 минут, а на обсуждение результатов - 10-15 минут. Обучающая анкета создает естественные предпосылки для перехода к выполнению заданий, предусмотренных следующим этапом занятия. Все это позволяет рассматривать обучающую анкету как достаточно эффективный прием обучения. |
В ходе заполнения обучающей анкеты решаются две задачи: выяснение того, что есть в опыте обучаемого (изучение), и сообщение нового (обучение). Разработанная нами анкета отвечает основным требованиям, предъявляемым к анкете, за исключением одного, которое и определяет ее отличие: для реализации обучающей специфики анкеты вопросы подбираются и формулируются так, чтобы постепенно подвести учащегося к правильному ответу. Проверить результаты такого обучения можно с помощью тестов, которые специально введены нами в структуру анкеты. |
В практической работе каждый преподаватель, в том числе и обучающий иностранному языку, в большей или меньшей степени выполняет такие диагностические действия, как анализ и оценка языковых, коммуникативных и личностных особенностей обучаемого. Однако при традиционном обучении диагностические действия, как правило, носят стихийный характер и определяются интуицией преподавателя, поскольку обучающая функция диагностики в процессе обучения иностранному языку недостаточно исследована. |
Навыки или умения - даже относительно простые - нельзя сформировать в пределах одного занятия. Для учащихся и зачастую для преподавателя формирование навыков и тем более умений предстает как нечто нерасчлененное, где можно с трудом определить, до какой степени сформирована та или иная способность. Необходимы вехи, помогающие ориентироваться на этом сложном пути. |
1. Каждое высказывание должно быть мотивировано. В тех случаях, когда нет реальной потребности что-то сказать, учащийся ставится в «предлагаемые обстоятельства», т.е. играет роль. В таких заданиях обязательно должна оговариваться цель общения. Мотив может и не формулироваться, так как в реальном общении мы тоже не всегда осознаем мотивы своих высказываний. Коммуникативное намерение может быть задано, но может и оставляться на усмотрение учащегося. Намерение обязательно задается в чисто тренировочных заданиях (Прослушайте высказывания и выразите удивление. Прослушайте команды и скажите, что вы это уже сделали), что стимулирует употребление конкретного языкового материала. |
|
|