ГЛАВНАЯ страница | Регистрация | Вход| RSS Вторник, 19.11.2019, 16:49

Удобное меню
  • ТЕСТЫ
  • В помощь учителям
  • В помощь изучающим
  • Родителям
  • Скачать
  • Развлечения
  • Нашим ученикам
  • ЕГЭ-2010-2011
  • Teachers' Cafe
  • Info
    Поиск
    Категории раздела
    Интересно каждому [6375]
    Информация
    фотообзоры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интересно каждому » Интересно каждому

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦА В НОМИНАТИВНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

    Эту статью мне посоветовал мой приятель, которого всегда интересовала http://www.phyzika.ru, потому что это перспективная область науки, в которой еще есть возможность открыть что-то новое. Как известно, современный человек с точки зрения биологии называется Homo sapiens - человек разумный, мыслящий. Именно способность к мышлению выделяет его из класса млекопитающих. Оставляя в стороне правомерность человеческих притязаний на интеллектуальную уникальность, рассмотрим, каким образом эта способность отражается в современном русском языке. Рассмотрение этой темы представляется актуальным, поскольку системное описание данной лексики позволит уточнить представления о русской языковой картине мира и выявить особенности национального сознания (заметим, что интересным могло бы быть обращение к данным других языков и сопоставительный анализ лексики. Например, в китайском языке четыре глагола думать, значение одного из них – ‘думать усиленно, напряженно, с натугой’, чему нет соответствия в русском языке, не считая фразеологизмов типа ломать голову). Итак, предметом исследования стало семантическое поле «ментальные действия». Название семантического поля – некоторая условность, поскольку терминологически «действие» - это всегда определенная часть речи, а в наше семантическое поле входят, конечно, не только глаголы. Материалом исследования является лексика, описывающая ментальные действия, состояния, процессы, а также единицы, содержащие в своём значении ментальную сему. Понятно, что при таком подходе к отбору материала границы поля существенно расширяются, выделяется ядро поля и его периферия. К ядерным мы относим слова, лексическое значение которых полностью ментально (думать, знать, понимать, мыслить, и т.д.). К периферийной зоне относится лексика, составляющая ядро других семантических полей. Так, большое количество лексем с визуальной семантикой переходит в ментальную сферу – видеть проблему, рассматривать возможность, точка зрения, и т.д. (С точки зрения Р.И.Розиной, это свидетельствует о том, что человек воспринимает процесс мышления как существующий независимо от него, он является лишь наблюдателем, и «языку все равно, о внешней или о внутренней сфере идет речь, - во всяком случае, он их плохо различает»). Пока мы сосредоточили внимание на ядре поля, на единицах, для которых ментальная сема является ядерной, оставляя вне сферы рассмотрения периферию. Для анализа были выбраны существительные со значением интеллектуальной характеристики лица. Нас заинтересовало, с помощью каких лексем в языке реализуется значение «носитель интеллектуального признака». При этом в центре внимания оказались существительные, а не прилагательные, хотя охарактеризовать что-то (кого-то) гораздо удобнее с помощью прилагательного (умный человек, мудрый человек), но наличие существительного, выражающего то же значение, свидетельствует о некой языковой необходимости. Существительное как бы закрепляет какую-то характеристику за предметом, прикрепляет ярлык (ср. мудрый человек и мудрец). В своем исследовании мы попытались решить две задачи: во-первых, определить набор лексем, обозначающих наличие у человека интеллектуальных способностей и, во-вторых, оценить эти лексемы с точки зрения их стилистической принадлежности, а также частотности употребления. При отборе материала мы сопоставили данные нескольких словарей. Были использованы «Новый объяснительный словарь синонимов русского языка» под ред. Ю.Д.Апресяна, «Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой, «Словообразовательный словарь русского языка» С.Н.Тихонова, «Словарь русского языка в 4 тт.» под ред. А.П.Евгеньевой, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. В словарях синонимов были выделены слова, связанные с ментальной деятельностью человека, затем они были выверены по словообразовательному словарю, и таким образом определился состав словообразовательных гнезд, отражающих ментальность. Следующим этапом работы стал выбор существительных со значением лица внутри выделенных гнезд. Отобранные существительные выверялись по толковым словарям. В результате работы со словарем синонимов и словообразовательным словарем выделились следующие ядерные ментальные лексемы: думать, знать, ведать, смекать, представить, понять, вообразить, судить, гадать, ум, мысль, идея, интеллект (мы сознательно опускаем лексику, обозначающую полное или частичное отсутствие у человека ментальных способностей, поскольку целью исследования является выявление лексем, обозначающих наличие таких способностей). Обнаружилось, что словообразовательные гнезда рассматриваемых лексем сильно различаются по объему. Самые большие гнезда у слов ум, мысль и думать. Очевидно, это обусловлено, с одной стороны, их нейтральностью и, с другой стороны, большой степенью абстракции, отвлеченностью значения. Все это позволяет нам поставить данные слова в центр всего семантического поля. Однако производные со значением лица от этих существительных не являются доминантами синонимического ряда «носитель интеллектуального признака». Причины этого мы рассмотрим чуть позже, сейчас же обратимся к анализу словообразовательных гнезд. Перед нами фрагменты гнезд, содержащие вершинное слово и все производные со значением лица (они выделены жирным шрифтом). Мысль – мыслить – мыслитель несмысель злоумышленник соумышленник единомышленник легкомысленник Мудрый - мудрец Ум умник - умница разум – разумный – разумник - разумница заумный – заумник безумный - безумец остроум остроумец тупоумец тупоумок недоумок Идея – идеальный – идеализм – идеалист идеал – идеализировать – идеализатор идеал - идеалреализм – идеалреалист идеология - идеолог Интеллект – интеллектуальный - интеллектуал Думать – выдумать – выдумщик вольнодумец легкодум стародум тугодум тяжелодум тяжкодум Знать – знайка – незнайка знаток – незнаток дознаться – дознаваться – дознаватель всезнайка многознайка рудознатец Ведать – ведун – ведунья разведать – разведчик тайноведец Гадать – гадатель – гадательница гадальщик – гадальщица гадалка загадать – загадчик отгадать – отгадывать – отгадыватель отгадать - отгадчик – отгадчица разгадать – разгадчик – разгадчица угадать – угадывать – угадыватель угадать – угадчик – угадчица Понять – производных со значением лица нет Судить – судья
    суд – подсудимый пересудить – пересуд – пересудчик - пересудчица Вообразить – воображать – воображала Представить - представитель
    Очевидно, что не все выделенные лексемы будут являться объектом рассмотрения. Во-первых, мы не рассматриваем здесь лексемы с отрицательной коннотацией (типа незнайка, безумец, тупоум). Во-вторых, не включаем в анализ сложные слова, поскольку семантика в них обусловлена взаимодействием двух корней. В-третьих, исключаем существительные, обозначающие лицо женского пола, производные от названий лиц мужского пола, семантически тождественные производящему (гадательница, загадчица). Кроме того, мы изначально не включали в анализ субстантиваты типа понимающий, поскольку их номинативность связана только с синтаксической функцией. Из оставшихся слов (мыслитель, идеалист, идеализатор, идеолог, знайка, знаток, дознаватель, выдумщик, гадатель, гадальщик, гадалка, загадчик, отгадыватель, отгадчик, разгадчик, угадыватель, угадчик, ведун, разведчик, подсудимый, судья, пересудчик, умник, умница, заумник, интеллектуал, мудрец, воображала, представитель) мы исключаем подчеркнутые слова, поскольку они семантически отдалились от слова, стоящего во главе гнезда: либо образованы на базе переносных значений (судья, подсудимый – от второго значения судить – ‘рассматривать чье-н. дело в судебном порядке, а также в общественном суде’, пересудчик – от 3-его знач. – ‘осуждать, укорять, обвинять в чем-н.’), либо это отдаление вызывает изменившаяся семантика какого-то слова в словообразовательной цепочке (идеалист – идеал – идея). Кроме того, слов знайка и заумник не оказалось в толковых словарях, что позволяет нам сделать вывод об их лексической окказиональности при словообразовательной узуальности. Итак, мы решили первую задачу и выделили лексемы, характеризующие человека по ментальному признаку (их оказалось восемь). Приведем их лексическое значение вместе с лексическим значением производящих слов. Мысль 1. Мыслительный процесс, мышление. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума. 4. Убеждения, взгляды. Мыслить 1 .Работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать познанное. 2. Представлять в мыслях. 3. Думать, размышлять, предполагать (устар.). Мыслитель – человек, наделенный способностью (обладающий даром) глубокого, философского (оригинального) мышления. Знать 1. Иметь сведения о ком-чем-н. 2. кого-что Обладать какими-н. познаниями, иметь о ком-чем-н. понятие, представление. 3. обычно с отриц. Испытывать, переживать. Не знать сомнений. 4. Соблюдать, считаться с чем-н. З. свое место. Знаток – человек, обладающий большими сведениями, познаниями в какой-либо области, тонким пониманием чего-л., изощренным вкусом в чем-л. Думать 1. Направлять мысли на кого-что-н., размышлять. 2. Полагать, держаться какого-н. мнения. 3. на кого-что Считать виновным в чем-н., подозревать (прост.). 4. Иметь намерение (разг.) Думаю остаться дома. 5. о ком-чем Проявлять заботу, беспокоиться. Выдумать 1. Изобрести, придумать, догадаться сделать что-л. 2. Создать воображением, измыслить то, чего не было, чего нет. Выдумщик – 1. разг. Тот, кто выдумывает, изобретает, затевает что-л 2. устар. Лгун, человек, измышляющий напраслину на кого-л. Ведать 1. То же, что знать (устар.) 2. Управлять, заведовать. Ведун – устар. Знахарь, колдун. Ум 1.Способность человека мыслить, основа сознательной разумной жизни. 2. Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. 3. О человеке как носителе интеллекта (перен.) Умник – разг. 1. Умный человек, умница. 2. Человек, который умничает, старается выказать свой ум (ирон.). 3. Тот, кто поступает хорошо, разумно (обычно о детях, при выражении похвалы, одобрения). Умница – 1. см. умник. 2. м. и ж. Умный, способный человек. Интеллект – ум (в 1 знач.), мыслительная способность, умственное начало у человека. Интеллектуал – человек, живущий духовными интересами или занимающийся высшими, наиболее сложными видами умственной деятельности. Мудрый 1.Обладающий большим умом. 2.Основанный на больших знаниях, опыте. Мудрец – 1. устар. Человек, обладающий высшим знанием; мыслитель // Человек большого ума; мудрый человек. 2. шутл. и ирон. О том, кто мудрит. Как видим, из представленных слов 4 стилистически окрашены (выдумщик – разг., устар., ведун – устар., умник – разг., мудрец – устар., шутл. и ирон.), 4 – нейтральные (мыслитель, знаток, интеллектуал, умница во втором знач.). В результате работы с корпусом текстов выяснилось, что слово интеллектуал употребляется очень редко – 3 примера (два из них во множественном числе, один – производное интеллектуалка), причем все три контекста - иронические. 14 примеров со словом мыслитель, контексты нейтральные. Слово знаток встретилось нам 29 раз, примеры подтверждают, что слово это нейтральное, употребляется чаще в прямом значении. В подтверждение приведем некоторые примеры. Большинство газет расхвалило его, «серьезные» журналы высказались неопределенно, ЗНАТОКи отзывались иронически, широким массам фильм нравился (В.Аксенов, Пора, мой друг, пора). Нет, не помню! Я стал расспрашивать ЗНАТОКов, пересказывая содержание, и не достиг успеха (А.Битов, Преподаватель симметрии). Уже прослышав, что должен быть подписан приказ о новом его назначении, он зашел к начальнику академии генералу Волубову, старому другу, однокашнику по финской кампании, трезвому, тонкому ЗНАТОКу современной тактики, человеку скромному, негромкому в военных кругах, но весьма опытному, чьи советы Бессонов всегда ценил (Ю.Бондарев, Горячий снег). Речи мои представляют отнюдь не пачкотню, как вы изволите выражаться в присутствии дамы, а вереницу прочно увязанных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие ЗНАТОКи, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель (М.Булгаков, Мастер и Маргарита). Оттрепетав, барышни признаются шепотом, что Он страшный, а одна, которая все-таки побледнее, поправляет со вздохом, что он "устрашающе красив, - она первая ИНТЕЛЛЕКТУАЛка нашего города (А.Битов, Преподаватель симметрии). Это парни из Фосфатогорска, ИНТЕЛЛЕКТУАЛы, а вот девчонка что-то незнакомая (В.Аксенов, Апельсины из Марокко). Тыр-пыр, подъехали ИНТЕЛЛЕКТУАЛы (В.Аксенов, Апельсины из Марокко). - Стыдись! Как можно сравнивать каких-то бегунов и прыгунов с великими творцами и МЫСЛИТЕЛями?! У Антона был свой взгляд на бегунов и великих (Н.Дубов, Небо с овчинку). Они проводили жизнь среди хороших книг, хороших МЫСЛИТЕЛей, хороших композиторов, хорошей, всегда, вчера и сегодня хорошей, и только хорошей музыки, и они не знали, что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы (Б.Пастернак, Доктор Живаго). Говорили, что в прошлом это была уважаемая персона, не то знаменитая балерина, не то жена какого-то крупного МЫСЛИТЕЛя (В.Токарева, Кошка на дороге). Еще одно наблюдение, которое можно сделать в результате анализа материала: слова со значением ‘носитель ментального признака’ охотно употребляются в иронических контекстах, чаще всего по отношению к людям с завышенной самооценкой. Иной МЫСЛИТЕЛь неизбежно симптомы века в нем найдет - разврат под музыку бедлама; иная пишущая дама или копеечный пиит о прежних танцах возопит; но для меня, скажу открыто, особой прелести в том нет, что грубоватый и немытый маркиз танцует менуэт. Третий, по общему мнению, был дураком, хотя и считал себя глубоким МЫСЛИТЕЛем (В.Каверин, Двухчасовая прогулка). Смешно, как тужатся МЫСЛИТЕЛи - то громогласно, то бесшумно, ­забыв, что разум недействителен, когда действительность безумна (И.Губерман) И все, что будет, зная назубок
    прослывши ЗНАТОКом былого тонким, он высвободил локоть, и хлопок ударил по вороньим перепонкам (И.Бродский) Он - не простой ЗНАТОК кофеен, Не сноб, не сутенер, - о нет: Он славой некою овеян, Он провозвестник, он поэт (В.Ходасевич) И Першин, и Матьяш, и всякие ЗНАТОКи из всяких комитетов (К.Паустовский, Телеграмма). - Ты чего? - Давай отсюда выматывай! - Рехнулся, друг? - Выматывай говорю! ЗНАТОК нашелся (В.Аксенов, Пора, мой друг, пора). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в современном русском языке более или менее активно употребляются 2 стилистически нейтральных существительных со значением «носитель ментального признака» - знаток и мыслитель, еще одно – интеллектуал – практически не употребляется (чаще используется прилагательное интеллектуальный). Литература 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. – 7-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1993. – 495 с. 2. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка/ Под общим рук. акад. Ю.Д.Апресяна. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 552 с. 3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений./ Рос. АН, Рос. фонд культуры; - 3-е изд. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с. 4. Розина Р.И. Движение в физическом и ментальном пространстве// Логический анализ языка: Языки пространств / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М., 2000 5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – В 2 т. – М.: Рус. яз. 1985.

    Категория: Интересно каждому | Добавил: Admin (22.03.2010)
    Просмотров: 1495 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Дополнительный материал для Вас от сайта englishschool12.ru

    Курсы испанского языка
    ПРАГА (глазами аборигена) фоторепортаж с...
    Ура! Изобретена нелипкая жвачка!

    Место прилагательного в предложении 
    Скачать бесплатно решебник Афанасьева О.... 
    8-9 КЛАССЫ 

    Немецкий язык
    Рекомендованная литература для обучения ...
    Испанский язык

    Nursery rhymes and amusing poems that ca... 
    The Twins (by Henry Sambrooke Leigh ) 
    Проектно-технологический тип организацио... 

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Welcome
    Меню сайта
    Info
    Видео
    englishschool12.ru
    Info

    Сайт создан для образовательных целей
    АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА © 2019
    support@englishschool12.ru

    +12
    Все права защищены
    Копирование материалов возможно только при разрешении администратора сайта