Основными
методами педагогической психологии являются следующие.
Наблюдение - целенаправленное, специальным
образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка, учителя или
родителя в естественных для них условиях. За ребенком можно понаблюдать во
время урока или игры со сверстниками, за родителем - во время праздника,
организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно
наблюдаемые параметры поведения, а не интерпретировать их.
В
психологии, в том числе педагогической, к настоящему моменту сложились два
методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный
(психотехнический).
Естественнонаучный подход
направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных,
общих законов природы. Психолог занимает позицию отстраненного исследователя,
не влияющего на происходящее с исследуемым объектом. Исключено влияние
собственного отношения к происходящему, ценностей, которые признает
исследователь. Различные типологии, классификации являются результатом
использования математических методов обработки результатов.
Формирование современной педагогической
психологии определяется гуманитарными идеалами научности, направленными на
становление самостоятельного, жизнеспособного человека как уникального
духовного образования в условиях обучения и воспитания.
Педагогическая
психология - отрасль психологической науки, которая изучает факты,
закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного
процесса.
В современной
психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки предмета
педагогической психологии. С одной стороны, педагогическую психологию
представляют пограничной комплексной областью знания, которая заняла
определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного
изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих
поколений [1]. С другой, - ориентируясь на теорию поэтапного формирования
умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным, предмет педагогической
психологии определяется как процесс учения, который включает в себя его
структуры, характеристики, закономерности протекания, возрастные и
индивидуальные особенности учащегося, условия, дающие наибольший эффект
развития. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и
воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся
[10]. В данном определении не представлены такие предметные области
педагогической психологии, как психология воспитания и психология труда
учителя.
Деградация, к которой приводят нынешние реформы образования, до того очевидна, что не стоит тратить воздух, доказывая ее очевидную глупость и деструктивность. Просто хочется знать — а кто идеолог очередного похода против России на этот раз?
Все знают, что дети - это наше будущее. Но из-за исключительно высокой скорости событий, темпа жизни, мы не всегда понимаем, чем живет молодое поколение, какие у него интересы и потребности. У нас очень мало свободного времени, и не всегда родители могут найти его для своих детей.
А чем заняты сегодня школьники? Да, они получают знания, ходят на уроки и иногда делают домашнее задание. А кроме этого? В лучшем случае это кружки, репетиторы, курсы английского языка и помощь родителям.
Тенденции развития современного образования выводят на необходимость поиска новых подходов к обучению мыслить и действовать в новых условиях, поэтому нужна новая теория обучения, которая ведет образование в будущее - к новому образу мышления и новому стилю жизни будущих поколений. Такая теория есть - это теория критического мышления, разработанная и достаточно успешно применяемая в США, но еще мало известная и до сих пор не востребованная в системе образования России.
Творческое и критическое мышление кажутся, при первом рассмотрении, совершенно несовместимыми понятиями. Как указывают современные ученые, первое основывается на нерациональных, несознательных идеях, без строгой направленности, порой неприемлемых в преподавании, второе является полной его противоположностью. В своем общем смысле 'творчество' означает поиск или создание нового, неизвестного, даже решение неизвестной проблемы или задачи. В общем, то же самое происходит и с 'критичностью' в широком и правильном ее понимании ( Р.Паул).
Сравнивая дидактическую и критическую теории, мы видим, что более объективна, эффективна и практична критическая теория обучения, основанная на приоритетах логического, проблемного, критического мышления, поиска нестандартных ответов и исследовательской деятельности учащихся, которые способствуют развитию творчества, самостоятельности, профессионализма и ответственности - личностных качеств, столь необходимых в современных социокультурных условиях.
К началу 21 века научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и интернет вошли понятия 'глобальная экономика', 'глобальная экология', 'глобальное образование'. Существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации, но его нельзя остановить, так как он объективно закономерен.
Термин 'глобализация' стремительно вошел в нашу дейтвительность и стал одним из наиболее часто употребляемых в средствах массовой информации. Впервые он был употреблен в 1981 году американским социологом Дж. Маклином.
Уже в середине восьмидесятых годов концепция глобализации была распространена достаточно широко. Британский исследователь Р.Робернтсон указывал: 'Концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого: к конкретной глобальной зависимости, так и к осознанию глобального целого в двадцатом столетии'. Тогда же другой британец М. Уотерс определил глобализацию как 'социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают'.
Вам никогда не задавали вопрос желающие записаться к вам на курсы: “по какой методике, собственно, ваши курсы работают?” Если да, мне ужасно любопытно, что Вы отвечали, потому что я всегда теряюсь, услышав это. Интересно, какого ответа от меня ждут? Раньше очень популярны были ответы типа: “по кембриджской?. Или “по оксфордской?. Никто толком не знает, что это такое, а главное, есть ли такие методики. Поэтому, рискуя потерять учеников, я никогд так не отвечала, а, вздохнув, предлагала присесть и выслушать получасовую лекцию по методике.
Я подбираю на наши курсы преподавателей таким образом, чтобы каждый не просто умом понимал, а кожей чувствовал, что РАБОТАТЬ ПО ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МЕТОДИКЕ НЕЛЬЗЯ! Даже с одной и той же группой. Потому что мало того, что люди разные, у одного и того же человека бывает разное настроение, у него может сегодня притупиться, скажем, восприятие на слух, а завтра он заявит вам, что может понять речевую структуру, только ее много раз записав. И каждый раз вы должны приспосабливаться, исхитряться подать материал так, чтобы он его понял, если он устал, если он сегодня, по какой-то причине, ничего не слышит и желает общаться с вами только письменно, и т.п.
И все-таки, к сожалению, хороших учителей не так много вокруг как хотелось бы. А вот плохих - пруд пруди. Я уже довольно давно работаю, всяких видела, и на открытых уроках, и работали рядом. Ну что это такое, когда учитель на детей кричит постоянно? Разве это хороший учитель, как бы она ни интересовалась новым в методике? Хотя она же очень интересно на методобъединениях выступала. Или вот учитель, которому все равно, что там с детьми происходит, лишь бы не мешали. Все, наверное, помнят, как тяжело в 1990-е жилось. Была у меня одна шапочная знакомая, которая свои проблемы и плохое настроение просто срывала на детях, то их отругает, то задание даст на весь урок текст читать и переводить. А в школе она тогда единственной учительницей английского была, вот и ничего не хотела администрация с ней поделать.