|
Каталог статей
В разделе материалов: 6374 Показано материалов: 6231-6240 |
Страницы: « 1 2 ... 622 623 624 625 626 ... 637 638 » |
Задания, которые должен выполнять учащийся, обычно даются устно или содержатся непосредственно в учебнике. Даже в том случае, если преподаватель объясняет необходимость каждого задания, у учащегося не складывается целостной картины занятия как процесса, направленного на достижение общей коммуникативной цели. Поэтому учащийся чаще всего напоминает слепого, безропотно идущего за своим поводырем. Чтобы этого не случилось, нужен своеобразный «путеводитель», где каждое задание было бы вехой, отмеряющей пройденный участок пути и указывающей направление к следующей вехе. Таким «путеводителем» может служить учебный конспект, который, как правило, предъявляется каждому обучаемому в начале занятия. |
Цель занятия - совершенствование умений логической организации высказывания, подбора аргументов в пользу своей точки зрения. Ведущая интеллектуальная операция - выбор с принятием смыслового решения. |
Основные интеллектуальные операции - обобщение и конкретизация (путем набора существенных признаков), а также принятие решения путем анализа. The aim of the lesson is to teach you to ask and to explain to others the meaning of words and notions. You will also learn to give a description of a thing instead of its name in case you forget what the thing is called. |
Занятие рассчитано, как и остальные, примерно на 60 минут. Основные интеллектуальные операции - принятие смыслового решения, сопоставление, выбор. The aim of the lesson is to teach you to compare objects. You'll tell your friends what you know and don't know about different planets and what you think of the profession of a cosmonaut. |
По своей природе факультативное занятие по иностранному языку, с одной стороны, базируется на нормативной программе, а с другой стороны, представляет собой звено в цепочке занятий, преследующей отличающиеся от нормативной программы цели. Поэтому программа факультативного курса должна строиться так, чтобы школьники, посещающие его, не испытывали скуки на обычных уроках, но и факультативные занятия не должны восприниматься ими как некое «повторение» («закрепление») того, что изучалось в классе. |
Для занятий по формированию грамматических навыков характерно отнюдь не количество коммуникативных заданий, которые, как видно из примеров, доминируют на занятиях любого типа. Основная особенность состоит в том, что здесь не просто совершенствуются относительно сформированные умения как условие становления навыков, а осуществляется формирование хотя бы одного нового компонента умения, которое может и не требовать отдельного этапа ознакомления, но обязательно требует специальной целенаправленной тренировки. Итоговое(-ые) задание(-я) интегриру-ет(-ют) результаты формирования как навыка, так и умения. Из-за двойной цели на занятиях такого типа правомерно временное отступление от цели формирования навыка, что на схеме выражается как «повисание» тренировочного условно-коммуникативного задания и его «подхват» в конце занятия через несколько уровней. Цель данного занятия - формирование навыков использования придаточных определительных предложений двух видов, а также формирование умения отличать факты от мнений как компонента более сложного умения объективно излагать события. Занятие рассчитано на четыре часа в начале II курса языкового вуза. |
В основе занятия такого типа лежат умения, общие для монолога и диалога, способствующие формированию более сложных умений в обоих видах речевой деятельности. В данном случае формируются умения, связанные с объяснением, а именно, умения вычленять общую суть проблемы и ее аспекты, предвосхищать дальнейшее объяснение целенаправленными вопросами в диалоге и упреждать возможные вопросы за счет логичной организации монологического высказывания. Основные интеллектуальные операции тесно связаны с анализом либо самой проблемы, либо высказывания о ней и реализуются в виде отбора (набора), обобщения и структурирования параллельно с принятием смыслового решения. Занятие рассчитано на два часа на III курсе языкового вуза. |
Занятие предполагает развитие рецептивных, рецептивно-репродуктивных и продуктивных умений в качестве взаимосвязанных целей; однако рецепция в то же время служит средством обучения говорению, а задания в говорении призваны служить целям рецепции. Соответственно на занятии такого типа должны формироваться разнонаправленные умения, в основе которых лежат общие компоненты, которые связаны единством основных интеллектуальных операций. В данном случае формируются умения определять основной объект высказывания на уровне связной диалогической реплики и на уровне целого диалога, воспринимаемого со стороны. |
В отличие от типа занятия, обучающего устному высказыванию на основе текста, в данном типе занятия обучение чтению (ознакомительному и поисковому) и говорению выступает в качестве двух равноправных целей. Это обусловливает, с одной стороны, больший объем текста, а с другой стороны, некоторые типологические особенности структуры занятия. |
Если цель занятия двойная, то этап ознакомления в тех случаях, когда он вообще предусматривается, может, вероятно, быть связан лишь с одним из языковых аспектов. Здесь возможна временная несвязанность одного из заданий с последующими и его «подхват», т.е. включение в общую систему связей лишь через несколько заданий (подобный пример представлен ниже в структуре занятия, посвященного формированию грамматического навыка и монологического умения). В данном же случае этап ознакомления не предусмотрен, поскольку занятие не формирует новых навыков, а продолжает формирование и совершенствование навыков, над которыми уже шла работа. Естественно полагать, что желательно добиваться такой организации заданий, чтобы в большинстве из них реализация обоих целевых навыков выступала как условие достижения условно- или реально-коммуникативной цели. Соответственно можно предположить, что связь разноаспектных навыков будет проявляться тем теснее, чем больше структура занятия приблизится к единой детерминированной цепочке заданий. Разумеется, не исключены и другие виды связей («пересечение», «включение»), но вряд ли уместно широкое применение констеллятивной связи и тем более параллельных, относительно независимых цепочек заданий (см. пример занятия, обучающего проблемному высказыванию на основе фабульного текста). |
|
|