|
Каталог статей
В разделе материалов: 6374 Показано материалов: 6341-6350 |
Страницы: « 1 2 ... 633 634 635 636 637 638 » |
Способ распознавания пищевых продуктов по вкусу никто не называет лженаучным только за то, что в нем нет математического аппарата, цепочки строгих логических построений и умозаключений, ссылок на письменные источники и на авторитеты, прочей научной и околонаучной атрибутики. Человек может отличить соль от сахара, обходясь без фундаментальных теорий и научных категорий, без гипотез и теорий, а лишь лизнув продукт языком. Органолептический метод познания пока еще никто не отменял. |
Причина вторая. Исследователю не всегда хватает "зоркости глаза", иначе говоря, подготовленности к сравнительным исследованиям. Слова и корни, похожие на те, что имеются в родном языке, остаются неузнанными в другом, где они предстают в несколько ином ракурсе. Можно провести такую аналогию.
Перед вами схематический чертеж хорошо известных каждому предметов, причем данный в двух ракурсах. Попробуйте догадаться, что изображено на этих двух рисунках, что это за предметы (рис. 19)1
Небольшая подсказка: на рисунках 19а и б изображен гвоздь. На рис. 19а он дан со стороны острия, а на рис. 196 - шляпки. |
Причина первая. Количественные и качественные границы любого национального словаря размыты и неопределенны. Сколько слов в современном развитом языке? Сотни тысяч, даже если не брать в расчет личные имена, фамилии, географические названия и прочую мелкую номенклатуру. А сколькими единицами словаря реально владеет исследователь? В лучшем случае парой десятков. Он не может вместить в своей голове всю громаду национального словаря, а потому оперирует ограниченным количеством единиц, которые относятся к так называемому основному фонду языка. |
Знания, содержащиеся в слове, как правило, проверенные, надежные, указывающие на самое главное. Многие современные слова-пустышки лишь набивают карманы пустыми орехами. В них нет смыслового ядра, они бессодержательны, практически ничего не рассказывают об окружающем мире. Среди них номенклатурные названия вроде "859-я школа" или "39-я стрит". Такие названия лишь устанавливают формальный, кладбищенский порядок в названиях, внешне упорядочивают их, выхолащивая содержание. То ли дело названия улиц! Например, Беговая. На ней ипподром, где проводятся бега. Это вам не какая-то там безликая "стрит"! |
Одни слова "уходят на пенсию", занимают свое место в словарях. Из материала других изготавливаются новые словесные знаки, много наследующие от старого. Старина, былое перетекает в современное, сегодняшнее постепенно, без скачков и провалов. Слова-новоделы хранят в себе память о древнейших словесных поделках.
Первосмысл слова представляет из себя содержание, которое изначально определило выбор формы для этого слова. |
Нельзя не упомянуть еще об одном выгодном отличии этимологии от других сфер человеческой деятельности, а именно о правдивости этой дисциплины. По степени объективности в отражении действительности язык может служить образцом для летописцев, которые, конечно же, пытаются в меру сил творить, "добру и злу внимая равнодушно", да не всегда это у них получается. Жизнь берет свое.
Пергамент и чернила дороги. Все время уходит на чтение книг и переписывание. Тут уж не до подсобного хозяйства, не до работы в поле или на ферме. А кушать хочется. Вот и приходится иногда ради куска хлеба насущного чуточку покривить душой, чуточку приукрасить деяния князя-кормильца, написать что-либо в угоду тем, кто платит деньги, а потому и "заказывает музыку". Так появляются в летописях фальшивые звуки. Да и былины народные, что греха таить, щепетильным отношением к фактам не отличаются. Коли уж полюбит народ кого, то готов приписать ему все возможные добродетели, сделать из него светлый образ. Иное дело язык, его слова. В них гораздо больше правды и объективности, ведь язык не принадлежит власть предержащим. Он - достояние народное. Родной язык - неплохой музей-хранилище, из которого не исчезает ни один экспонат по чьей-то прихоти. |
Археология занимается изучением прошлого человека по вещественным остаткам. По найденному разбитому кувшину археолог пытается представить, как жилось на свете его бывшему владельцу, о чем он думал, мечтал. Называть археологию отдельной наукой не совсем правильно. По сути дела, это часть единой исторической науки. Не называем же мы прыжки в длину отдельным видом спорта, а всего лишь одной из дисциплин легкой атлетики.
Археология не очень-то отличается от криминалистики, которая тоже восстанавливает цепь событий по материальным следам. Найденная оперативником на месте преступления разбитая чашка рождает в его голове страшные истории о том, как она могла стать причиной жуткого преступления. Такие исто-рии-"ужастики" криминалист называет версиями. |
Современный человек прозвал себя "хомо сапиенс", что означает в переводе с латыни "человек разумный". Тем самым он выделил себя из окружающего его животного мира как существо мыслящее, толковое, в отличие от других животных, ни о чем не думающих, бестолковых. "Я мыслю, значит, я существую". Эта ставшая крылатой фраза великого мыслителя отдает максимализмом, крайностью суждений. |
Наши предки пользовались еще одним способом общения, который можно назвать "язык предметов". "Отец истории" Геродот рассказывает об ответе персидскому царю Дарию. Гонец доставил ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел и предложил персам самим догадаться, что означают эти предметы, и тем самым доказать свою мудрость. |
Если бы собака могла разговаривать по-человечьи, то она наверняка поведала бы нам немало интересного о языке запахов. Нос для нее едва ли не самый важный инструмент познания окружающего мира.
Известная поговорка зазвучала бы у собак несколько иначе: "Лучше один раз понюхать, чем сто раз увидеть или услышать". Когда собаки знакомятся, то не задают друг другу "глупых" вопросов, вроде "как вас зовут?", "сколько вам лет?" или "кем работает ваш хозяин?". Собаки приступают к тщательному взаимному обнюхиванию, а уж из этого "интервью" черпают все необходимые сведения о партнере, новом знакомом. Человек издавна определил собаку на должность штатного переводчика с языка запахов на язык телодвижений, понятный человеку. |
|
|