Понятие литургической молитвы представляется лингвисту
многомерным. Высказывания, к которым относится этот термин, различаются между
собой как по структуре, так и по коммуникативным детерминантам, таким, как тип
отправителя, тип намерения и т.д. По типу отправителя различаются внутри
литургической молитвы две категории высказываний: молитва священника (ведущего
службу) и молитва верных (Nadolski 1989а). Первую
категорию образуют высказывания, дифференцированные в структурном и в
функциональном планах - освящающие молитвы, орации, "молитвы над народом”
(Nadolski 1989а: 101; несколько другое деление находим в работе
Sinka 1988: 96). Понятие "молитва верных” охватывает при этом следующее:
литургические молитвы, поэтические молитвы (псалмы, гимны и т.п.), акламации
(Nadolski 1989а: 102-108).
Экспликация понятия
"религиозный стиль”, уточнение его объема - задача чрезвычайно трудная. Не
будет преувеличением сказать, что она невыполнима в рамках одной научной
дисциплины. Отдельная дисциплина, независимо от степени точности своего
исследовательского инструментария, может только приблизиться к феномену, определяемому
как религиозный язык, сакральный язык, культовый язык, язык сакрума,
религиозный дискурс, религиозный стиль, религиозное употребление языка и т.д.
В стихотворных дискурсах
содержится, наверное, как ни в каких других, целое множество стереотипов1(канонов, конвенций, норм2),
накладываемых определенной эпохой, определенным жанром, определенным
литературным движением (течением), определенной литературой, структурой
естественного языка, индивидуальным выбором3. Поэтому при художественной обработке языкового
материала разного рода стереотипами накладываются определенные ограничения, с
которыми авторы (поэты) должны считаться. Однако творческая личность в рамках
любого стереотипа находит достаточное пространство для реализации своего
художественного (творческого) потенциала и самобытности.
Язык является динамической системой, в которой
действуют различные закономерности. Одна из форм языкового динамизма -
изменения в формальной структуре, возникающие в результате разных
трансформаций. Субстанциальные модификации языковых единиц различного уровня
подразумевают четыре основных приема: добавление, сокращение, замещение и
перемещение. Произвести изменения такого типа - значит добавить или отнять,
включить или выбросить, расширить или сузить, уменьшить или увеличить, заменить
или переставить или даже совсем опустить. Чтобы говорить о трансформации
языкового материала без изменения его видовой отнесенности, необходимо ввести
два таких понятия, как первичная форма, то есть эталон, который трансформируется,
и вторичная форма, то есть форма, которая получается в результате
трансформации. Первую форму назовем протоплазмой, а вторую - метаплазмой*. Поскольку протоплазма подразумевает некий образец, служащий отправной
точкой, эталон как утвержденный или идеальный тип чего-то, протоплазмой
считается то, что в языке общепринято, относительно стабильно и унифицировано.
Такой статус может иметь языковая норма.
Формирование речевой
системности научного стиля происходит в процессе функционирования языковых
единиц, унификация которых, наряду с другими процессами, ведет к появлению
"стандартных речевых формул” (Лариохина 1979: 4), "имеющих
информативно-необходимый характер и относящихся к целесообразному применению их
в соответствии с коммуникативными требованиями той или иной речевой сферы”
(Лингвистический словарь: 588). В наше время все очевиднее обнаруживается
актуальность проблемы соотношения, с одной стороны, языковой экономичности
высказывания, обозначаемой "как закон экономии усилий”, т.е. минимума
умственных затрат автора и читателя для получения исчерпывающей информации, а с
другой - языковой избыточности, связанной во многом именно с творческим началом
мышления автора. Нужно отметить, что проблема соотношения стандартного
(стереотипного) и индивидуального в речи является не только обширной, но и в
общем недостаточно изученной.
Понятие стереотипа воспринимается в качестве
одного из негативно окрашенных, однако такая оценка представляется
односторонней. Понятие стереотипности - достаточно емкое и многомерное
образование. Семантическое поле рассматриваемого понятия содержит такие семы,
как стандарт, норма, образец, эталон, исходная модель, форма, тип. Кроме того,
понятие стереотипа часто используется в различных отношениях: так, например,
говорят о биологических, социальных, научно-технических, художественных и др.
стереотипах (стандартах).
Активное развитие
функциональных идей в языкознании привело в последние десятилетия к смене
лингвистической парадигмы: язык более не рассматривается как самодовлеющая система,
а системно-структурный принцип анализа языковых фактов постепенно сменился на
функциональный, в том числе коммуникативно-деятельностный (теория речевых
актов, психолингвистика, лингвистика текста, функциональная грамматика,
прагмалингвистика и др.). В связи с этим отечественная лингвистика сегодня как
никогда близко подошла к человеку.
Рассуждение как тип речи
функционирует в текстах в виде нескольких разновидностей, среди которых особое
место (как ядерный компонент поля рассуждения. - Трошева 1996) занимает подтип,
называемый некоторыми авторами "собственно рассуждением” (Цветкова 1983) и
структурно представляющий собой последовательность предложений от
суждений-посылок к суждению-заключению. На примере данного подтипа речи
рассмотрим особенности смысловой структуры и средств выражения рассуждения в
научной и художественной прозе и проследим эволюцию названной разновидности
рассуждения как стереотипной речевой единицы в текстах ХVIII-ХХ вв. (материал
исследования - монографии, статьи и учебники по физике и геологии и художественные
произведения жанра повести).
Цель работы - описать (в плане предварительного
исследования) лишь один параметр авторской индивидуальности в научном тексте,
обозначенный у нас термином "авторская самооценка”1. Попытка рассмотреть авторскую самооценку как
прагматическую (воздействующую) единицу на материале целостных произведений
сербской научной литературы с акцентированием нормативно-узуального аспекта
(стереотипизации), связи мышления и речи, а также попутным привлечением данных
на материале русского2языка предпринимается впервые. В
силу некоторой неразработанности проблемы конкретному анализу в основном
подлежит материал, иллюстрирующийсмысл3"завышенной самооценки”.