Композиционно-смысловая
структура жанра. Типовая целеустановка
текстов этого вида - представить данные о (1) характерных свойствах изучаемого
объекта, (2) его главнейших отличительных признаках, (3) месте в системе
известных объектов. Налицо сложная цель, реализуемая тремя соответствующими
коммуникативно-познавательными действиями, причем в процессе научного поиска
каждое предшествующее действие - условие последующего. Эта цель, как видим,
предполагает прежде всего формирование базисного опытного знания о новом
объекте, но, кроме того, и предварительную таксономическую квалификацию последнего.
Результатом указанных
коммуникативно-познавательных действий являются тематические макроструктуры,
образующие содержательную основу суперструктурной схемы жанра. В целом схема
охватывает также вводные тематические компоненты, в частности, описание методов
исследования, факультативное сообщение об обстоятельствах, при которых найден
новый объект, и др11.
Отправным моментом проводимого нами анализа
речевых жанров научно-эмпирического текста является учет типовой
коммуникативно-познавательной цели автора-ученого.
Сосредоточимся на актуализации в речевом
произведении главной цели каждого из трех основных этапов научного
эмпирического познания - 1) получить данные опыта, 2) установить объективное
распределение явлений по группам, 3) раскрыть функциональную связь между
эмпирическими понятиями, относящимися к соответствующей группе опытных данных,
то есть выявить и обосновать эмпирическую закономерность (Мостепаненко 1972).
Согласно выдвинутой гипотезе,
генетическая структура научно-эмпирического познания определяет репродуктивные
схемы развертывания научных эмпирических текстов. Но эти схемы, естественно, не
являются зеркальным отражением тех или иных участков данной структуры: они
формируются под воздействием не только познавательных, но и собственно
коммуникативных задач и выступают как модели сообщения о процессе и
результатах научного поиска.
Поисковый этап научно-познавательного процесса
обычно начинается фазой первичного знания (Майданов 1983:112), состоящей в
получении исходных сведений об объекте исследования с помощью наблюдения и
эксперимента. Интенсивное накопление начальных сведений об объекте изучения
особенно характерно для ранней стадии развития научных дисциплин, но оно
происходит и тогда, "когда дисциплина достигла достаточно высокого уровня
теоретизации, но тем не менее открывает явления, для которых еще не создано
объясняющих теорий” (Степин, Кузнецова 1994: 65). При этом, как известно,
накопление фактов в определенной предметной области зачастую осуществляется
многими учеными и в течение длительного времени.
Текстовая деятельность включается
в деятельность более высокого порядка, поэтому ее необходимо исследовать как
элемент последней. Это положение в качестве методологического ориентира
изучения языка - речи впервые было выдвинуто, очевидно, в кругу М.М.Бахтина
(1929) и впоследствии востребовано теорией речевой деятельности, функциональной
стилистикой, лингвопрагматикой, лингвосоциопсихологией1.
В ряду проблем, связанных с изучением творческого
потенциала языка, вербализацией нового знания, специфика терминопорождения
всегда занимала важное место. Терминопорождение в аспекте динамических
порождающих теорий представляется нам актуальной категорией теории
терминоведения. Это сложный и противоречивый процесс, поскольку, с одной
стороны, он связан с познавательной деятельностью исследователя и типом его
мышления, а с другой - с необходимостью зафиксироватьрезультат познания в вербализованной форме,
"плавно” вписывая его в наличную систему научного знания. В связи с этим вполне
понятна необходимость рассмотреть проблему соотношения терминопорождения и научного
творчества.
Использование в тексте
стереотипных речевых единиц, соответствующих определенным когнитивным моделям
типичного для научных текстов смысла, представляет собой лишь один из
механизмов реализации стереотипного в речи. На наш взгляд, в качестве
стереотипных текстовых единиц также могут рассматриваться специфические для
того или иного функционального стиля и жанра "контексты слова в тексте как
строевые единицы семантики текста” (Гинзбург, Пробст 1981: 24). Контексты слова
в тексте, как уже установлено и отражено в литературе, соотносятся с такими
структурно-смысловыми компонентами, как описание предмета, дефинитивное
определение (Котюрова 1994, 1996), целый ряд эпистемических ситуаций (Очерки
1996), в том числе ситуация классификации (Котюрова, Красавцева 1994: 51-63), и
др., наряду с которыми используются различно ориентированные единицы: в плане
развертывания смысла текста - речевые вариативные повторы (Данилевская 1992),
коммуникативно-прагматические блоки (Очерки 1996) и другие текстовые единицы.
Из всего многообразия
стереотипных речевых единиц мы рассмотрим лишь речевые единицы, заполняющие
типичные когнитивные модели различной степени сложности и ориентированные
автором на объединение максимально общих и менее общих, абстрактных и
конкретных компонентов модели в текстах, относящихся к определенному
функциональному стилю и жанру.
Формирование стереотипных единиц в научных
текстах обусловлено постепенностью, эволюционностью (наряду с революционным,
скачкообразным характером) движения нового знания к тому его состоянию, которое
квалифицируется как общеизвестность, а само знание в таком случае носит
название старого. Важно подчеркнуть, что такое движение от нового к старому
присуще и собственно языковому знанию (знанию языка, т.е. возможностью
целесообразно им пользоваться, воспроизводить и производить новые речевые
единицы).
Стереотипность речи многопланова, т.к.
формируется под воздействием разных факторов, обусловливающих функционирование
языка. Это и социальный характер коммуникативной деятельности (повторяемость
речевых ситуаций), и влияние традиции (конвенциональность), и ускорение
коммуникативного процесса ("некогда думать”), и развитие информационных
технологий, приводящее к появлению отрицательных тенденций в использовании
языка: "упрощение” языка (Каменская 1996: 21), увеличение числа штампов и т.п.