Не вызывает сомнений тот факт, что современная лингвистическая парадигма (с акцентом на когнитивности и антропоцентричности) – результат и инструмент преимущественно синхронического изучения языка. Существует некоторый разрыв в системе представлений и системе методов описательного и исторического языкознания. Кажется очевидным, что задача ближайшего времени – ориентирование исторической лингвистики в координатах, заданных постструктуралистской синхронической лингвистикой.
Еще В. Матезиус критиковал О. Есперсена за отсутствие в грамматической теории датского ученого анализа грамматической системы. Отсутствие темообразующего начала в грамматике О. Есперсена чешский ученый связывал с невниманием ее автора к процессуальной природе грамматической деятельности говорящего. Последняя, с точки зрения В.Матезиуса, связывает воедино лексические, морфологические и синтаксические единицы языка, участвующие в построении предложения
Проблема содержания одной из основных философских категорий пространства решается людьми с античности до современности. Столь пристальное и постоянное внимание человечества объясняется важностью этого понятия для человека как объекта, существующего среди вещей – носителей пространственных характеристик. Об объективно существующем пространстве носитель языка может рассуждать, пользуясь только тем инвентарем и той схемой отношений, которые ему предоставляет его язык. Таким образом у говорящего складывается представление о реальности, скорректированное языком.
Данная статья представляет собой попытку дать описание и первичный анализ весьма интересного языкового материала, условно названного нами «бессознательной речью». Под «бессознательной речью» мы будем понимать слова и тексты, порождаемые человеком без контроля сознания, самопроизвольно возникающие. Изучение такого рода феноменов, очевидно, предельно затруднено в связи с характером материала: подобная речь возникает в особых состояниях сознания (сон, засыпание, бред), и лишь ничтожно малую её часть можно зафиксировать, а сами фиксации будут неполными и, весьма вероятно, в некоторых случаях неточными. Однако, как показывает практика, в принципе такой материал можно собрать. В нашей картотеке 104 записи «бессознательной речи». Как работать с этим материалом?
Наличие в русском синтаксисе большого числа безличных конструкций неоднократно отмечалось исследователями. При этом указывалось, что в категории безличности «проявляет себя концептуальная (когнитивная), а не чисто формальная специфика русского языка» [2: 794]. В большинстве случаев язык предоставляет говорящему возможность выбора между личной и безличной конструкцией: Не догнать тебе бешеной тройки (Н.Некрасов) – Не догонишь ты бешеной тройки; В саду ночью ветром посбивало все яблоки (А.Чехов) – В саду ночью ветер посбивал все яблоки; и т.п. ). Однако часто безличное предложение является единственным средством описания данного положения дел: Стало быть, ему мерещится, что он в Ялте (М.Булгаков); Отчего с братцем сделалось дурно? Что такое? (А.Чехов). Несомненно, что и предложения, имеющие личные перифразы, и предложения, их не имеющие, обладают тонкими, иногда едва уловимыми (по сравнению с двусоставными предложениями) оттенками значения, которые делают их практически не переводимыми на другие языки.
Современные лингвистические исследования очень близко соприкасаются с исследованиями реальности. И это не случайно. Как продемонстрировали работы последних лет, язык не существует автономно, он связан с мыслью, с познавательными процессами. Перефразируя высказывание Л.А. Араевой, можно сказать, что язык является отражением концептуального видения мира человеком, и потому, исследуя языковые факты, мы можем этот концептуальный мир постичь
Современное понимание дискурса несколько отличается от того понимания, которое было предложено структуралистами. Если структуралисты под дискурсом понимали текст во всем многообразии связей, устанавливающихся в его структуре, то в настоящий момент понимание этой категории расширено. Дискурс – это не только текст, но и то, что стоит за ним, управляя его коммуникативным кодом. К дотекстовым единицам, как правило, относят различные социальные, психологические, мыслительные характеристики говорящего и слушающего, их когнитивную компетенцию, их знания гендерных особенностей друг друга и т.д.
Цагалган (цагансара, т. е. белый месяц) - один из наиболее известных и соблюдаемых до сих пор праздников ламаизма. Он приурочивается к началу нового года, по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных "двенадцати чудесам Будды". Большинство этих обрядов связаны с ожиданием появления Лхамо и направлены на борьбу с неверием и инаковерием. Лхамо - главная помощница владыки ада Эрликхана. Она охотится во время цагалгана за противниками ламаизма. Ее изображают скачущей на муле с человеческим трупом в зубах и с человеческой кожей, наброшенной на спину мула вместо попоны. За измену вере, по преданию, она убила своего сына и содрала с него кожу.