Методологиякак учение
об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. Исследователь, включаясь в научную деятельность,
должен достаточно четко и осознанно представлять себе – что такое наука, как
она организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания. Ему также необходимо
четко представлять критерии научности нового знания, которое он намерен
получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен
выразить результаты своего научного исследования и т.д. – то есть все то, на
что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для
того, чтобы она была осмысленна и организованна.
Рассмотрим
эти понятия. Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в
строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.)
для создания какого-либо сооружения или изделия (см., например, [227]). На смену ему пришло современное понимание проекта
как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека,
коллектива, организации, предприятия или совместной деятельности многих
организаций и предприятий.
Еще в
прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные
организованности как проектыи программы, а к концу ХХ века деятельность по их созданию и
реализации стала массовой.
В
нем базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области,
является наука. Именно наука в профессионально
организованном обществе является важнейшим институтом, так как в ней
формируются и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине
выделяются частные теории и соответствующие предметные области профессиональных
деятельностей. «Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а
производство этих знаний – основным видом производства, определяющим
возможности остальных видов и материального, и духовного производства. На
протяжении нескольких веков профессиональный тип организационной культуры был
основным, ведущим.
В
середине I тысячелетия нашей эры поверх родовых обществ раннего средневековья
под влиянием активной деятельности Рима начало складываться новое общественное
устройство с жесткой иерархией церкви. Церковь имела более совершенную – корпоративную
организацию – единый центр управления и единая идеология, четкая иерархияподчинения,
собственная система подготовки кадров, четко определенные нормы поведения и
наказания за их нарушение, единый язык – латынь.
Мотивы
обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результатаожидаемой
деятельности, действия [195, C. 165].
Цельзанимает
особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто дает цель?
Если цели задаются человеку извне: учащемуся – учителем, специалисту – начальником
и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу,
то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и
проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения цели, не
возникает.
Отметим,
что процессы целеполагания и целевыполнения характеризуются своими условиями,
формами, методами и средствами их осуществления (см. ниже – главы 2, 3 и др.).
Поскольку
методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, необходимо
обратиться, в первую очередь, к основным понятиям о деятельности.
Деятельностьопределяется как активное взаимодействие
человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как
субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким
образом свои потребности[209, C. 95].