|
Каталог статей
В разделе материалов: 6374 Показано материалов: 5581-5590 |
Страницы: « 1 2 ... 557 558 559 560 561 ... 637 638 » |
Проблема профессиональных способностей учителя является одной из частных проблем современной теории способностей. Анализ исследований по данной теме позволяет обозначить несколько направлений ее изучения: определение сущности и типологии профессиональных способностей педагога, выявление особенностей их развития и детерминации индивидуальными свойствами (Н.Д. Левитов, 1963; Ф.Н. Гоноболин, 1975; С.В. Кондратьева, 1980; А.И. Щербаков, 1983; Э.А. Гришин, 1986; В.А. Крутецкий, 1990; В.А. Сластенин, 1991; А.К. Маркова, 1993; Н.А. Аминов, 1998; М.И. Станкин, 1998; и др.); изучение отдельных компонентов профессиональных способностей учителя и их детерминации свойствами индивидуальности (И.Е. Синица, 1983; В.А.Крутецкий, Е.Г. Балбасова, 1991; Т.В. Форманюк, 1994; М.Е. Дашкин, 1999; Е.С. Асмаковец, 2000; Л.М. Страхова, 2000; Е.М. Семенова, 2002; и др.); исследование взаимосвязи педагогического и предметного компонентов профессиональных способностей, особенностей их представленности в структуре профессиональных способностей учителей разных предметов и различного стажа педагогической деятельности (Е.Н. Жучева, 1983; М.М. Горбатова, 1996; И.П. Андриади, 1999; Т.М. Хрусталева, 2004; и др.). |
Одно из самых больших богатств, которое родители дарят детям, – это язык, с его помощью выражаются мысли, чувства, оттенки настроения. Современная Россия сделала возможным для большинства своих граждан путешествие по миру и пребывание в других странах. Многие родители, оказавшись в чужой языковой среде, часто не готовы к проблемам, возникающим при воспитании ребенка в ситуации билингвизма. Одни родители боятся, что нагрузка изучения нового языка слишком велика для малыша, другие встревожены, что процесс изучения идет слишком медленно, третьи не понимают, чем дети-билингвы отличаются от монолингвов. |
Термин «стресс» заимствован из техники, (от англ. stress — давление, нажим, напряжение), где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е. временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. |
В современном обществе семья выступает как персональная микросреда развития ребенка, базисная основа первичной социализации его личности. Именно в семье начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, опыта человеческого взаимопонимания. Одной из категорий современной семьи является многодетная семья, которая становится достаточно редкой в нашей культуре, особенно в городской среде. Но такая «нетипичная» семья продолжает существовать в нашем обществе и по-прежнему представляет интерес для специалистов. Особые социально-психологические условия многодетной семьи влияют на когнитивные, личностные характеристики ее членов, в особенности детей. Есть все основания полагать, что индивидуально-психологические свойства детей в таких семьях также имеют свои социально типичные черты, которые сохраняются и во взрослые периоды жизни. |
Многие объекты психологии – это объекты, непосредственно не наблюдаемые (образ, мысль, личность и т.д.). Поэтому наука «работает» с концептуальными отображениями целостных реальностей. Такие отображения и построенная на их основе регуляция поведения формируются путем накопленных ранее частных знаний об объекте либо путем прогрессивной дифференциации ранее не расчлененных представлений с последующим синтезом. На основе психического отражения происходит взаимодействие субъекта с миром и регуляция этого взаимодействия. В психике одновременно представлено то, что объективно существует длительно и последовательно, и, наоборот, психическое переживание растягивается во времени, придает длительность тому, что объективно одномоментно [1]. |
Проблема гендерного подхода в образовании в настоящее время стоит в ряду наиболее актуальных и в то же время наименее изученных проблем. На наш взгляд, одним из возможных путей реализации данного подхода является учет различий в стилях учебной деятельности (СУД) школьников разного пола. Применительно к учебной деятельности проблема индивидуального стиля – в том, каким образом учащиеся с различными индивидуально-психологическими свойствами могут не только успешно овладеть довольно обширным объемом программного материала, но и наиболее полно развить свои способности. |
В современной социальной психологии стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации. С другой стороны, стереотипизация есть последствие категоризации социальных объектов, которая, по мнению А. Тэшфела, отличается от категоризации объектов физического мира воздействием на нее отношений между группам. Термин «социальный стереотип» введён в социальную психологию У. Липпманом в 1922г. для обозначения предвзятых представлений и мнений. Наиболее изучены социальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером Причины возникновения стереотипов – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий. Стереотипы возникают как регулятор социальных взаимоотношений. Их отличают экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения) удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения. «Под этническими или национальными стереотипами понимается относительно устойчивые мнения обобщённого характера о той или иной этнической группе. В состав такого мнения входят оценки различных качеств определённой нации». |
Проблема самоактуализации, личностной активности, отношения к себе и к миру, экзистенциальная по сути, усложняется на современном этапе развития общества многими социально-экономическими причинами, изменением ценностных ориентаций. Человек, поставивший перед собой проблемы самореализации в освоении профессиональной деятельности, осознает себя как профессионал и рефлексирует собственную деятельность. |
Определение результативной стороны образования посредством операционализации категории «компетентность» составляет концептуальную основу преобразований современных отечественных вузов, определяемую как компетентностный подход. Однако поиски новых, релевантных гуманистической образовательной парадигме, категорий, обозначающих цели и способы их достижения, часто увенчиваются новыми обозначениями уже известных феноменов. Пристальное рассмотрение интерпретаций категории «компетентность» обнаруживает эту тенденцию. |
Личностное развитие ребёнка идёт при поддержке различных институтов социализации, в том числе и школы. Вопрос о роли педагогической системы общеобразовательных учреждений в целом и учителей в частности в становлении гендерной социализации девочек и мальчиков в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость. Ибо эта проблема детерминирована процессом изменения нормативных представлений о мужских и женских гендерных ролях в современном обществе. |
|
|