|
Каталог статей
В разделе материалов: 6374 Показано материалов: 6181-6190 |
Страницы: « 1 2 ... 617 618 619 620 621 ... 637 638 » |
Цикл жизни методики определен периодом, в течение которого применяются, развиваются и взаимодействуют две основные составляющие — содержание обучения и методы обучения. |
В методиках обучения гораздо яснее, чем в методах, выражено тяготение к разным способам воздействия на личности субъектов обучения — педагога и учащихся. Методологи выделяют три основных типа регуляции: мягкую, делающую акцент на самоопределение педагога и учащихся, на их инициативу и творчество; жесткую, или директивную, при которой активной силой становится объективный фактор (конструкция), а педагог оказывается посредником в реализации общей модели обучения, и интерактивную, побуждающую субъектов обучения к диалогу. |
Появление логических конструкций — методов обучения — отвечало потребностям практики обучения, ибо без них невозможно объективизировать методический опыт, передать последовательность рецептурного знания, т. е. осуществлять преемственность в культуре мышления педагога. В методах проблемного обучения регулятивный аспект особенно ярко выражен в правилах деятельности преподавателя и учащихся, через которые представлен каждый из методов обучения. |
Переходной формой между принципом и методом обучения являются правила обучения — простейшие методические структуры, содержащие в кратком виде указания на ряд необходимых операций по достижению тех или иных целей обучения. Особенно интенсивно эта регулятивная форма разрабатывалась в XVIII —XIX вв. Конструирование правил обучения свидетельствует о том, что деятельность преподавателя по обобщению приемов обучения обособилась как вид самостоятельной профессиональной деятельности. |
Другим видом логических регулятивов обучения, имеющих рецептурный характер, являются принципы обучения. Принцип — распространенное в методиках обучения и предметных дидактиках средство регуляции. Популярность принципов обучения свидетельствует об их важности как формы регуляции. Опыт анализа теорий обучения показывает, что принципы обучения имеют двоякую природу и выполняют две разные функции. |
Близкими по значению к понятию «метод» являются «подход к обучению» или «тип обучения», «способ обучения». В научно-методической литературе, как правило, они отождествляются с методом обучения, а метод часто определяется через эти понятия. |
Из всех перечисленных выше логических регулятивов наиболее распространенными являются методические приемы. Многие методики обучения, разработанные силами самих педагогов, состоят из описания обобщенных приемов обучения, или методических приемов. Это не случайно. |
В роли логических регулятивов (конструкций) выступает мыслительный аппарат педагога по планированию, самоанализу, представлению обучающей деятельности. Трудно расчленить отдельные группы логических средств. Обучающая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, может быть описана на эмпирическом и теоретическом уровнях. Представить деятельность педагога на эмпирическом уровне — значит показать систему действий, операций, приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся по формированию знаний и умений. |
В процессе обучения педагог наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока (карты программированного контроля, кодослайды, диафильмы, инструкционные карты). В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.). Их многочисленность и дидактическая значимость в формировании знаний и умений учащихся дают право говорить о свершившемся в нашей стране в конце XX в. «методическом взрыве». Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. Образовательный и социальный эффект, полученный в результате применения этих средств обучения, показывает, что они по праву вошли в классификацию средств обучения. По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам обучения. |
Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия «преподаватель — учащиеся» включаются посредствующие элементы. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств и т.д. Эти посредствующие элементы в теории обучения включают в понятие средств обучения |
|
|